18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От Нью-Йорка до Лос-Анджелеса: где наша не пропадала

Сергей Судейкин. «В кабаре». 1920-е. Фото: Издательство «Искусство - XXI век»
Сергей Судейкин. «В кабаре». 1920-е.
Фото: Издательство «Искусство - XXI век»
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

Художники — эмигранты первой волны устремлялись из России преимущественно в Европу, но некоторых забрасывало и за океан. Об их судьбах рассказывает книга «Художники русской эмиграции в Америке», выпущенная издательством «Искусство — XXI век»

Как известно, в официальной советской истории искусства никаких эмигрантов не было. Вернее, упоминались лишь некоторые возвращенцы — из тех, кому посчастливилось остаться на свободе и встроиться в иерархию. Знакомство с остальными началось только в перестройку, да и то не со всеми сразу. Копился багаж знаний и представлений о них, что позволило искусствоведу Андрею Толстому (1956–2016) опубликовать в 2005 году фундаментальный труд «Художники русской эмиграции». Речь тогда шла об эмигрантах первой волны, причем только о тех, кто направлялся в Европу. Мысленный маршрут Стамбул — Белград — Прага — Берлин — Париж давал широкий простор для описания судеб и анализа творчества на чужбине. Автор создал не справочник и не энциклопедию, а вдумчивый обзор — с акцентами на отдельных фигурах.

Спустя без малого два десятилетия в том же издательстве «Искусство-XXI век» вышла книга «Художники русской эмиграции в Америке». Сопоставление ее с работой Андрея Толстого неизбежно не только из-за созвучности названий, но и прежде всего потому, что здесь очевидна преемственность — и с точки зрения гео­графического продолжения, и с позиций жанра. Даже дизайн в новом издании использован ровно такой же, что и в середине 2000-х.

«Художники русской эмиграции в Америке» / Под ред. Дж.-Э. Боулта. М.: Искусство - XXI век, 2023. 400 с., ил. (Серия «Художники русской эмиграции»).
«Художники русской эмиграции в Америке» / Под ред. Дж.-Э. Боулта. М.: Искусство - XXI век, 2023. 400 с., ил. (Серия «Художники русской эмиграции»).

Главное отличие, помимо разных континентов, — коллективный характер нынешнего труда. Объединяющим моментом для него стала общая редактура Джона Боулта, историка русского искусства, профессора Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Он же выступил автором трех статей, включая установочную — «Цвет, страсть и творческое воображение. Русские художники в Америке».

Под Америкой здесь понимаются исключительно Соединенные Штаты, поэтому в книге нет ни «аргентинца» Степана Эрьзи (он упомянут единожды и вскользь), ни «бразильца» Лазаря Сегала, ни прочих «латиноамериканцев» из России. Но их и было совсем немного, а вот в США после большевистской революции осело изрядное количество русских эмигрантов, в том числе художников. Героями книги стали только те из них, кто прибыл за океан на рубеже 1910–1920-х годов. Исключение сделано для Луиса Лозовика (1892–1973), поселившегося в Нью-Йорке еще в 1906 году, и Наума Габо (1890–1977), который перебрался туда в 1946-м. Оба они оказались в фокусе из-за специфических ролей на американской арт-сцене, во многом продиктованных страстью к конструктивизму. В книге им посвящены очерки Джона Боулта и Кристины Лоддер соответственно.

Наум Габо. «Вращающийся торсион (фонтан)». Лондон. 1972–1973. Фото: Издательство «Искусство - XXI век»
Наум Габо. «Вращающийся торсион (фонтан)». Лондон. 1972–1973.
Фото: Издательство «Искусство - XXI век»

Всего заявлено десять главных героев. Во вступительном тексте Боулт поясняет, что их выбор был обусловлен набором факторов. Подразумевались и объективный срез профессиональных поприщ, и уникальность личностей, и определенный баланс между «консерваторами» и «авангардистами». А еще имело значение соседство под одной обложкой тех, кто добился заметного успеха в самой Америке, и тех, чья известность — поздняя или вовсе посмертная — произросла, скорее, в Советском Союзе и в России. Эти списки отличаются друг от друга. Скажем, Борис Анисфельд (1878–1973), о котором пишет Ольга Сугробова-Рот, в начале 1920-х оформлял спектакли для Метрополитен-опера и считался в Нью-Йорке самым востребованным театральным декоратором, но у нас эта фигура популярна лишь в узких кругах, не в последнюю очередь коллекционерских.

Или назвать еще Николая Ремизова (1887–1975), известного когда-то в Петербурге как «король карикатуры» Ре-Ми. В Америке он настолько адаптировался к местным реалиям, что стал со временем именитым художником-постановщиком в Голливуде. На его счету больше 40 фильмов и телесериалов; последняя его голливудская работа — классический фильм-ограбление «Одиннадцать друзей Оушена» (1960) с Фрэнком Синатрой в главной роли. Однако на родине про этого художника мало кто слышал. О достижениях Ре-Ми и его дрейфе от Восточного побережья к Западному поведано в очерке Олега Минина.

Николай Ремизов с участниками постановки оперы-балета "Золотой петушок". Сан-Франциско. 1993. Фото: Издательство «Искусство - XXI век»
Николай Ремизов с участниками постановки оперы-балета "Золотой петушок". Сан-Франциско. 1993.
Фото: Издательство «Искусство - XXI век»

А вот скульптор Сергей Коненков (1874–1971), которому посвящена статья Светланы Бобровой, предпочитал держаться в стороне от американской культурной жизни. Он даже английский язык толком не выучил за 22 года эмиграции — зато, вернувшись в СССР, сразу получил официальное признание и мастерскую в центре Москвы.

Еще двух героев, Давида Бурлюка (1882–1967) и Сергея Судейкина (1882–1946), сегодня неплохо знают в России, но в нашем коллективном сознании они присутствуют главным образом как «футурист» и «мирискусник», то есть в их дореволюционных амплуа. А зря, между прочим. В США с обоими происходили любопытные метаморфозы. Если первый стал культивировать «ползучее размножение стилей», по выражению литератора Эрнста Хармса (этот процесс рассмотрен в совместной статье Джона Боулта и Андрея Сарабьянова), то второй менялся все же более логично, хотя и не всегда предсказуемо для посторонних (об этом рассказывает Тамара Галеева). В частности, он много работал художником-постановщиком бродвейских мюзиклов, а еще увлекся отображением жизни афроамериканцев в Гарлеме.

Савелий Сорин. «Портрет Анны Павловой». 1924. Фото: Издательство «Искусство - XXI век»
Савелий Сорин. «Портрет Анны Павловой». 1924.
Фото: Издательство «Искусство - XXI век»

Помимо прочего, Судейкин оказывается тем человеком, который то и дело возникает в биографических очерках других. Он работал вместе с Ре-Ми в театрах, делил одну мастерскую с Анисфельдом, дружил с Савелием Сориным (1878–1953).

А вот уж кто преуспел в Америке по-настоящему, обретя и статус, и финансы, так это Сорин! Его портреты в неоклассическом духе чрезвычайно ценили представители высшего общества — как в Старом, так и в Новом Свете. До 1939 года он жил, по сути, на два дома: базировался в Париже, но часто и подолгу гостил по другую сторону Атлантики, работая по заказам видных политиков, магнатов, кинозвезд. Осев в Америке навсегда, Сорин окончательно стал здесь своим, причем не только для истеблишмента, но и для музейных экспертов — его работы хранятся в Метрополитен-музее, Национальной художественной галерее в Вашингтоне и много где еще. Как ни удивительно, в 1973 году по завещанию художника 30 его произведений оказались и в советских музеях — правда, в запасниках… Добавим, что автор соответствующего очерка Владимир Сорин, внук художника, известный петербургский реставратор, скончался в 2022 году.

Николай Фешин. «Портрет Гравера (Уильям Дж. Уотт)». 1924. Фото: Издательство «Искусство - XXI век»
Николай Фешин. «Портрет Гравера (Уильям Дж. Уотт)». 1924.
Фото: Издательство «Искусство - XXI век»

Из тех редких творцов, чья заокеанская известность трансформировалась потом во всероссийскую, необходимо упомянуть Николая Фешина (1881–1955), очерк о котором принадлежит перу Галины Тулузаковой. В постсоветской России Фешина полюбили даже горячее, нежели когда-то в США, хотя во второй половине жизни он черпал вдохновение сугубо из американской действительности. Как и Сорин, много времени и сил отдавал портретным заказам, но оставался при этом художником очень чувственным и земным, даже «почвенным», по выражению автора статьи о нем. За что и ценится теперь на родине.

Особый случай — Джон Грэм (Иван Домбровский) (1886–1961), чья стезя описана Аллой Розенфельд. Причудливые, а то и вовсе эзотерические взгляды не привели этого художника, взявшего американизированный псевдоним, к собственному большому успеху, зато он со временем стал своего рода магнитом для более молодых экспериментаторов. Джексон Поллок и Ли Краснер признавались, что влияние на них идей Грэма было очень значительным. В круг его «подопечных» входили и Аршил Горки, и Виллем де Кунинг, и Адольф Готтлиб, и Дэвид Смит. Иначе говоря, Домбровский пусть и не дотягивал до статуса основоположника американского абстрактного экспрессионизма, но все же стоял у его истоков.

Джон Грэм (Иван Домбровский). «Мария (Донна Ферита. Задумчивая дама)». 1944. Фото: Издательство «Искусство - XXI век»
Джон Грэм (Иван Домбровский). «Мария (Донна Ферита. Задумчивая дама)». 1944.
Фото: Издательство «Искусство - XXI век»

Героев книги сложно привести к общему знаменателю, однако одна из задач сборника как раз и заключалась в том, чтобы продемонстрировать широту спектра. А численный перевес «традиционалистов» над «новаторами» лишь отражает реальную пропорцию: вторые гораздо охотнее оставались в Стране Советов, желая своими руками создавать искусство будущего. Впрочем, леваков хватало и среди эмигрантов, что тоже не оставлено в книге без внимания. В целом их среда наверняка была даже еще более пестрой и противоречивой, чем это показано в сборнике. В самом его конце приведен список чуть ли не всех художников, заброшенных из России в США первой волной эмиграции. Список этот насчитывает почти полтысячи имен.

Издание получилось крупноформатным и увесистым, но объемы текстов в нем не чрезмерны. Гораздо больше места занимают иллюстрации, что совершенно оправданно: многие из воспроизведенных работ нашей публике не знакомы. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+