18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что можно найти в стуле, не считая бриллиантов

Этому кулону довелось пожить в булгаковской «нехорошей квартире» — вместе с приютившим его секретером. Фото: ВХНРЦ
Этому кулону довелось пожить в булгаковской «нехорошей квартире» — вместе с приютившим его секретером.
Фото: ВХНРЦ
№110, апрель 2023
№110
Материал из газеты

При реставрации старинных предметов не так уж редко случаются находки, как правило неожиданные. Что именно обнаруживается в антикварной мебели, нам рассказали специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря

Согласно федеральному законодательству то, что находится внутри памятника истории и культуры, считается его неотъемлемой частью и отчуждению не подлежит. Это касается не только мебели, но и, например, книг: все, что найдется внутри музейного тома, формально к нему и относится. Более того, найденные замурованными в стены и печные трубы золотые монеты или документы не должны покинуть пределов здания — если оно является объектом культурного наследия.

«Когда мы находим что-то в предметах мебели, которые пришли к нам на реставрацию — а стекаются они со всей страны, — говорит Роман Студенников, заведующий мастерской реставрации мебели Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, — сразу сообщаем музею, что обнаружили, и обязательно возвращаем. Музей сам решает, что с этим делать. Но случается это совсем не так часто, как можно подумать».

У дивана в стиле ампир с датировкой «XIX век» во внутренней полости нашли надпись «Иван Титов 1912». Фото: ВХНРЦ
У дивана в стиле ампир с датировкой «XIX век» во внутренней полости нашли надпись «Иван Титов 1912».
Фото: ВХНРЦ

В старых стульях чаще всего находят фрагменты ткани, которую подкладывают под обивку, когда она истирается и сидеть становится неудобно. Нередко это одежда. Однажды разбирали кресло — вытащили брюки с аккуратно споротыми пуговицами. Потом один рукав от телогрейки, потом второй, потом спинку и перед. А потом газету «Сельская жизнь» за 1974 год. «На нашей памяти было только два раза, когда стул или кресло имели следы того, что в него что-то прятали или искали: ткань на спинке и сиденье была разрезана крест-накрест, а потом заштопана и затянута новой обивкой. Но это, скорее всего, случайность. Тот, кто знает, как устроен стул, понимает, что под обивкой еще толстый слой, сантиметров десять, конского волоса или морской травы, и если уж резать, так снизу», — смеется Роман Студенников.

Иногда в щель между спинкой и сиденьем кресла проваливаются мелкие предметы, например монеты. В щели ящичков секретеров и бюро забиваются булавки и иголки, под ними застревают письма и бумаги.

Когда в Центре Грабаря занимались реставрацией мебели для Музея М.А.Бул­гакова («Нехорошая квартира»), нашли маленький — 2 на 2 см — кулон из серебра в виде записной книжки с тремя листочками. На них нацарапаны инициалы и «1917». Музейные сотрудники постановили, что Михаил Булгаков об этом кулоне вообще не знал. Секретер был приобретен его женой в 1930-х, так как прежде стоял в доме, где бывал (и мог писать за ним) Николай Гоголь, а Булгаков очень трепетно относился к его творчеству. Заодно в секретере нашлось и еще кое-что — синий карандаш, который завалился между ящиком и стенкой. Музейщики подтвердили, что Булгаков любил работать синими карандашами, и поместили его в экспозицию.

Внутри шкафчика-витрины, который датировался концом XVIII столетия, обнаружили имя французского мастера и дату — 1903 год. Фото: ВХНРЦ
Внутри шкафчика-витрины, который датировался концом XVIII столетия, обнаружили имя французского мастера и дату — 1903 год.
Фото: ВХНРЦ

Кроме мелких предметов во время реставрации на мебели нередко обнаруживаются надписи, обычно скрытые от глаз. Иногда они помогают правильно датировать предмет. Так, у дивана в стиле ампир с датировкой «XIX век» во внутренней полости нашли надпись «Иван Титов 1912», а внутри шкафчика-витрины, который датировался концом XVIII столетия, обнаружили имя французского мастера и дату — 1903 год.

Бывают и надписи или рисунки, возникшие за время бытования предмета. Например, из Ялуторовского музейного комплекса, расположенного в Тюменской области, в Центр Грабаря на реставрацию попал стол карельской березы, связанный с семьей декабриста Матвея Муравьева-Апостола, который был там на поселении. На столе после расчистки появился нацарапанный рисунок, вероятно детский, — изба на курьих ножках. «Для музеев подобные находки интереснее червонцев», — говорит Роман Студенников. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+