18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры из коллекции Воллара переезжают из Музея Орсе на торги Sotheby’s

Пьер-Огюст Ренуар. «Девушка в соломенной шляпе». Фото: Sotheby’s
Пьер-Огюст Ренуар. «Девушка в соломенной шляпе».
Фото: Sotheby’s
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Французский суд признал подлежащими реституции четыре работы из коллекции маршана, хотя Амбруаз Воллар не был евреем и его имущество не было конфисковано в соответствии с расовыми законами

Четыре работы, которые когда-то висели в Музее Орсе в Париже, включая редкий натюрморт Поля Гогена и морской пейзаж Огюста Ренуара, будут выставлены на продажу на вечернем аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в середине мая. Картины и рисунок уже показали в парижской штаб-квартире аукционного дома.

Полотно Гогена «Натюрморт с китайскими пионами и мандолиной» оценивается в $10–15 млн. Sotheby’s сообщает, что он был написан в 1885 году «в тот момент, когда художник отошел от естественности импрессионизма и начал экспериментировать с ярким цветом». Среди других произведений — «Пейзаж на берегу моря» Ренуара, оцененный в $1–1,5 млн, его же рисунок сангиной «Суд Париса» (1908, оценен в $300–500 тыс.), а также акварель Поля Сезанна «Подлесок» (около 1882–1884, $250–350 тыс.). Все эти произведения некогда принадлежали Амбруазу Воллару, выдающемуся дилеру постимпрессионизма и модернизма, работавшему с такими тяжеловесами искусства XIX–XX веков, как Пьер Боннар, Пабло Пикассо, Огюст Ренуар и Поль Сезанн.

Поль Гоген. «Натюрморт с китайскими пионами и мандолиной». 1885. Фото: Sotheby’s
Поль Гоген. «Натюрморт с китайскими пионами и мандолиной». 1885.
Фото: Sotheby’s

Работы стали предметом судебного разбирательства длиной в десять лет. Вначале наследникам Воллара потребовалось доказать, что дилер действительно владел этими произведениями в момент трагической гибели в автокатастрофе в 1939 году. Воллар оставил своим братьям и сестрам более 6 тыс. произведений искусства, что привело к длительным спорам о том, как их следует делить. Выяснилось, что при соучастии его брата Люсьена Воллара, который был назначен душеприказчиком маршана, часть наследства была украдена двумя экспертами, Этьеном Биньу и Мартином Фабиани, тесно сотрудничавшими с немцами. Они оба были осуждены после Второй мировой войны за получение незаконной прибыли. В 2013 году наследники Воллара потребовали реституции семи работ, якобы похищенных экспертами. Государство отказало, ссылаясь на то, что обстоятельства сделок неясны, а Воллар не был евреем и его имущество не было конфисковано в соответствии с расовыми законами, действовавшими в оккупированной немцами Франции. Однако, когда дошло до разбирательства, суд заявил, что любая работа, обнаруженная в Германии после Второй мировой войны, «должна быть возвращена законному владельцу, даже если она не была украдена» нацистами. После десяти лет судебных препирательств в феврале этого года парижский административный суд обязал Музей Орсе вернуть четыре работы, которые во время Второй мировой были проданы немецким музеям, дилерам или нацистским офицерам. После войны они несколько десятилетий хранились в Музее Орсе. В феврале эти четыре произведения были признаны принадлежащими оставшимся наследникам Воллара (за время следствия два из них успели скончаться). В середине мая два полотна и два графических листа будут проданы на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке.

Пьер-Огюст Ренуар. «Пейзаж на берегу моря». Фото: Sotheby’s
Пьер-Огюст Ренуар. «Пейзаж на берегу моря».
Фото: Sotheby’s

«Каждая из этих работ говорит об Амбруазе Волларе как о человеке, который помог сформировать взгляды на искусство ХХ века и чье наследие ощущается до сих пор», — говорится в заявлении Аллегры Беттини, главы отдела модернизма Sotheby’s в Нью-Йорке.

Энтузиазм аукционного дома можно понять: произведения из великих коллекций, подвергшиеся реституции, — одни из самых соблазнительных на арт-рынке. Когда в 2010 году Sotheby’s выставил на торги 140 работ из коллекции Воллара, обнаружившихся в 1979-м в банковском хранилище Société Générale в Париже, они принесли €23 млн. А в данном случае к происхождению из рук великого коллекционера и маршана добавляется еще и музейное прошлое. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+