18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры из коллекции Воллара переезжают из Музея Орсе на торги Sotheby’s

Пьер-Огюст Ренуар. «Девушка в соломенной шляпе». Фото: Sotheby’s
Пьер-Огюст Ренуар. «Девушка в соломенной шляпе».
Фото: Sotheby’s
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Французский суд признал подлежащими реституции четыре работы из коллекции маршана, хотя Амбруаз Воллар не был евреем и его имущество не было конфисковано в соответствии с расовыми законами

Четыре работы, которые когда-то висели в Музее Орсе в Париже, включая редкий натюрморт Поля Гогена и морской пейзаж Огюста Ренуара, будут выставлены на продажу на вечернем аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в середине мая. Картины и рисунок уже показали в парижской штаб-квартире аукционного дома.

Полотно Гогена «Натюрморт с китайскими пионами и мандолиной» оценивается в $10–15 млн. Sotheby’s сообщает, что он был написан в 1885 году «в тот момент, когда художник отошел от естественности импрессионизма и начал экспериментировать с ярким цветом». Среди других произведений — «Пейзаж на берегу моря» Ренуара, оцененный в $1–1,5 млн, его же рисунок сангиной «Суд Париса» (1908, оценен в $300–500 тыс.), а также акварель Поля Сезанна «Подлесок» (около 1882–1884, $250–350 тыс.). Все эти произведения некогда принадлежали Амбруазу Воллару, выдающемуся дилеру постимпрессионизма и модернизма, работавшему с такими тяжеловесами искусства XIX–XX веков, как Пьер Боннар, Пабло Пикассо, Огюст Ренуар и Поль Сезанн.

Поль Гоген. «Натюрморт с китайскими пионами и мандолиной». 1885. Фото: Sotheby’s
Поль Гоген. «Натюрморт с китайскими пионами и мандолиной». 1885.
Фото: Sotheby’s

Работы стали предметом судебного разбирательства длиной в десять лет. Вначале наследникам Воллара потребовалось доказать, что дилер действительно владел этими произведениями в момент трагической гибели в автокатастрофе в 1939 году. Воллар оставил своим братьям и сестрам более 6 тыс. произведений искусства, что привело к длительным спорам о том, как их следует делить. Выяснилось, что при соучастии его брата Люсьена Воллара, который был назначен душеприказчиком маршана, часть наследства была украдена двумя экспертами, Этьеном Биньу и Мартином Фабиани, тесно сотрудничавшими с немцами. Они оба были осуждены после Второй мировой войны за получение незаконной прибыли. В 2013 году наследники Воллара потребовали реституции семи работ, якобы похищенных экспертами. Государство отказало, ссылаясь на то, что обстоятельства сделок неясны, а Воллар не был евреем и его имущество не было конфисковано в соответствии с расовыми законами, действовавшими в оккупированной немцами Франции. Однако, когда дошло до разбирательства, суд заявил, что любая работа, обнаруженная в Германии после Второй мировой войны, «должна быть возвращена законному владельцу, даже если она не была украдена» нацистами. После десяти лет судебных препирательств в феврале этого года парижский административный суд обязал Музей Орсе вернуть четыре работы, которые во время Второй мировой были проданы немецким музеям, дилерам или нацистским офицерам. После войны они несколько десятилетий хранились в Музее Орсе. В феврале эти четыре произведения были признаны принадлежащими оставшимся наследникам Воллара (за время следствия два из них успели скончаться). В середине мая два полотна и два графических листа будут проданы на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке.

Пьер-Огюст Ренуар. «Пейзаж на берегу моря». Фото: Sotheby’s
Пьер-Огюст Ренуар. «Пейзаж на берегу моря».
Фото: Sotheby’s

«Каждая из этих работ говорит об Амбруазе Волларе как о человеке, который помог сформировать взгляды на искусство ХХ века и чье наследие ощущается до сих пор», — говорится в заявлении Аллегры Беттини, главы отдела модернизма Sotheby’s в Нью-Йорке.

Энтузиазм аукционного дома можно понять: произведения из великих коллекций, подвергшиеся реституции, — одни из самых соблазнительных на арт-рынке. Когда в 2010 году Sotheby’s выставил на торги 140 работ из коллекции Воллара, обнаружившихся в 1979-м в банковском хранилище Société Générale в Париже, они принесли €23 млн. А в данном случае к происхождению из рук великого коллекционера и маршана добавляется еще и музейное прошлое. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+