18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг посещаемости мировых музеев за 2022 год: топ-100

Лувр. Фото: David Emrich
Лувр.
Фото: David Emrich
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Наш традиционный рейтинг самых посещаемых музеев мира показывает, что в 2022 году Париж и Сеул достигли доковидных цифр, но другие крупные города по-прежнему расхлебывают последствия пандемии и восстанавливаются постепенно

После двух лет локдаунов и неопределенности, личных утрат и социальной нестабильности 2022-й стал годом, когда у большинства людей вновь появилась возможность увидеть любимые произведения искусства или отправиться в новые места со сравнительно небольшим количеством ограничений. В результате музеи, занявшие первые 100 строк нашего рейтинга, смогли привлечь в общей сложности 141 млн посетителей.

Так что же, мы вернулись к обычной жизни? Не совсем. 141 млн — это вдвое больше, чем было зафиксировано в 2021 году, и почти втрое больше показателя 2020 года, но еще очень далеко до отметки в 230 млн человек в 2019-м, последнем году полноценной работы перед пандемией.

Как показывает анализ, восстановление идет неоднородно. Из-за принятой в Китае стратегии «Нулевой COVID» посетители музеев были вынуждены сталкиваться с регулярными локдаунами и жесткими ограничениями. Российские музеи оказались в новой реальности из-за конфликта с Украиной: туризм как в Россию, так и из России теперь ограничен. Посещаемость музеев в обеих странах в лучшем случае осталась приблизительно такой же, как в 2021 году.

В некоторых других местах ведущие музеи практически оправились от пандемии. Парижский Лувр планирует ограничить посещаемость из-за переполненности своих залов, но ему все равно удалось возглавить наш рейтинг со впечатляющими 7,6 млн посетителей в 2022 году и обогнать занявшие второе место Музеи Ватикана более чем на 2,5 млн. Лондонские Британский музей и Тейт Модерн вернулись в первую пятерку, но их восстановление идет медленнее, чем у некоторых из зарубежных коллег, что отражает общую ситуацию в музеях Великобритании.

Выставка в Тейт Модерн «Сюрреализм без границ». Фото: Legion Media
Выставка в Тейт Модерн «Сюрреализм без границ».
Фото: Legion Media

В общей сложности музеи, вошедшие в первую десятку, посетило почти 40 млн человек. Теперь, когда пандемия практически закончилась, люди возвращаются в те же города, что и прежде: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Рим. Несмотря на все старания музеев привлечь местную аудиторию как физически, так и в виртуальном формате, люди, судя по всему, все равно с нетерпением ждали возможности отправиться за границу, чтобы увидеть «Мону Лизу», мраморы Элгина и «Лаокоона». Эти культовые вещи по-прежнему остаются мощным магнитом.

Великобритания не в порядке

Восстановление посещаемости крупнейших музеев Лондона идет медленно. К сожалению, это верно для художественных учреждений Соединенного Королевства в целом. Национальная галерея в Лондоне установила сомнительный рекорд, потеряв больше всего посетителей из всех музеев нашего рейтинга: в 2022-м в ней побывало на 2,3 млн человек меньше, чем в 2019-м, последнем допандемийном году. Однако в процентном отношении у трех институций дела обстоят еще хуже: по сравнению с 2019 годом посещаемость Кеттлс-ярд в Кембридже упала на 57%, а Музея Виктории и Альберта в Данди и Коллекции фонда Wellcome в Лондоне — на 55%. В 2022 году ни одному из этих музеев не приходилось закрываться на карантин, хотя Кеттлс-ярд, расположенный в бывшем жилом здании, был вынужден ограничивать пропускную способность. Великобритания одной из первых развернула вакцинацию от коронавируса и гордилась быстрым возвращением к обычной жизни — теперь здесь уже редко увидишь человека в медицинской маске. Поэтому причина медленного восстановления посещаемости неясна, в особенности в том, что касается небольших музеев, которые меньше зависят от зарубежных туристов. Впрочем, по сравнению с прерывавшимся на карантины 2021 годом посещаемость многих институций утроилась, так что в следующем году они, вероятно, смогут вернуться в форму.

Выставка «Моделирование маскулинностей. Искусство мужской одежды» в Музее Виктории и Альберта. Фото: EPA/VICKIE FLORES/TASS
Выставка «Моделирование маскулинностей. Искусство мужской одежды» в Музее Виктории и Альберта.
Фото: EPA/VICKIE FLORES/TASS

В какой части Великобритании просветы ярче всего? Коллекция Баррелла в Глазго успела привлечь впечатляющие 483 тыс. гостей, что значительно больше, чем раньше (при этом создается впечатление, что люди почему-то обходили стороной расположенный в том же городе Музей Келвингроув, результат которого за 2022 год составил всего половину от показателя 2019-го). У эдинбургских музеев дела тоже шли неплохо: Национальный музей Шотландии посетило почти 2 млн человек, а Шотландскую национальную галерею — почти 1,3 млн, что очень близко к их доковидной посещаемости.

Самой успешной платной выставкой в Великобритании в 2022 году стал не персональный блокбастер одного художника, а «Моделирование маскулинностей. Искусство мужской одежды» в Музее Виктории и Альберта, следом за которой идут выставки в Тейт Модерн («Сюрреализм без границ», 158 843 посетителя) и Королевской академии художеств («Фрэнсис Бэкон. Человек и зверь», 146 694 посетителя). Тем временем Дэвид Хокни привлек в Музей Фицуильяма в Кембридже 221 950 человек бесплатной экспозицией «Глаз Хокни. Искусство и техника изображения», что является весьма значительным достижением для университетской галереи средних размеров.

Бесплатная экспозиция «Глаз Хокни. Искусство и техника изображения» в Музее Фицуильяма в Кембридже. Фото: Legion Media
Бесплатная экспозиция «Глаз Хокни. Искусство и техника изображения» в Музее Фицуильяма в Кембридже.
Фото: Legion Media

Америка продолжает мечтать

Музей Гуггенхайма, один из крупнейших в Нью-Йорке, испытал самое сильное падение посещаемости: 750 тыс. в 2022 году по сравнению с 1,3 млн в 2019-м, что представляет собой спад на 42%, в то время как Метрополитен-музей на Пятой авеню привлек на 34% меньше посетителей. Стоит отметить, что Метрополитен перешел на новый метод подсчета и теперь, как сообщил представитель музея, использует «новую программу, которую мы считаем более точной». Пересмотренный результат 2019 года оказался на 20% ниже первоначально заявленного.

Медленно восстанавливаются не только нью-йоркские музеи. Институции в самых разных концах США по-прежнему не вернулись к показателям 2019 года — от Национального музея афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне (на 45% меньше) до Денверского художественного музея (на 34%) и Центра Гетти в Лос-Анджелесе (на 31%).

Хотя 2022 год в США не был отмечен широкомасштабными локдаунами, многие музеи по-прежнему чувствовали на себе последствия пандемии. Представитель Национальной портретной галереи (NPG) в Вашингтоне (которая располагается в одном здании со Смитсоновским музеем американского искусства (SAAM), и поэтому они предоставили совместные цифры) говорит, что музей вернулся к полной семидневной рабочей неделе лишь в мае, а в первом квартале года был открыт только четыре дня в неделю. Хотя NPG и SAAM и удалось утроить результат 2021 года, нынешние 954 тыс. все равно на 44% ниже допандемийного уровня.

В Парке скульптур Фредерика Мейера в Мичигане, США. Фото: Frederik Meijer Gardens & Sculpture Park
В Парке скульптур Фредерика Мейера в Мичигане, США.
Фото: Frederik Meijer Gardens & Sculpture Park

Аналогично до пандемии Художественный музей Фриста в Нашвилле работал семь дней в неделю, что помогло ему в 2019 году установить рекорд в 359 тыс. посетителей. Но после возвращения к работе в июле 2020 года он перешел на пятидневную рабочую неделю, что привело к 60%-ному снижению посещаемости.

Впрочем, небольшому числу институций удалось улучшить свои допандемийные результаты. В их числе Библиотека, художественная галерея и ботанические сады Хантингтона в Лос-Анджелесе (посещаемость выросла на 26%) и Сады и парк скульптур Фредерика Мейера в Гранд-Рапидс (на 3%), предлагающие в дополнение к посещению музея досуг на свежем воздухе.

Европейские ценности

Ситуация в Европе была неоднородной. Восстановление некоторых крупных музеев шло медленно, в том числе Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе (снижение на 40% по сравнению с 2019 годом), Нового музея в Берлине (на 36%), Рейксмузеума в Амстердаме (на 35%), Национального археологического музея в Неаполе (на 34%), но в целом создается впечатление, что посетители возвращаются в музеи.

Резкое сокращение международного туризма стало важным фактором во многих городах. Так, представители венской Альбертины называют снижение на четверть туристического потока в венскую столицу в числе главных факторов, обусловивших падение посещаемости музея на 26% по сравнению с 2019 годом. При этом некоторые другие институции, традиционно пользующиеся популярностью среди туристов, вернулись практически на прежний уровень. Например, в Париже Музей Орсе посетило всего на 10% меньше гостей, чем в 2019 году, а Пти-пале — на 14% больше.

«Портрет Жанны Самари» Пьера-Огюста Ренуара из собрания ГМИИ им. Пушкина был показан в Фонде Louis Vuitton на выставке-блокбастере коллекции братьев Морозовых. Фото: Фонд Louis Vuitton
«Портрет Жанны Самари» Пьера-Огюста Ренуара из собрания ГМИИ им. Пушкина был показан в Фонде Louis Vuitton на выставке-блокбастере коллекции братьев Морозовых.
Фото: Фонд Louis Vuitton

Наблюдались и серьезные скачки посещаемости. Показатели парижского Фонда Louis Vuitton выросли на треть с чуть более 1 млн в 2019 году до почти 1,4 млн в 2022-м, чему способствовал успех выставки коллекции Морозовых из российских музеев, привлекшей головокружительные 1,2 млн посетителей. Экспозиция, посвященная «Красной мастерской» Анри Матисса, помогла Национальной галерее Дании побить собственный рекорд с более чем 492 тыс. посетителей, а Музею изобразительных искусств в Будапеште удалось добиться роста в 47% по сравнению с 2019 годом благодаря хиту «Иероним Босх», который стал второй по популярности выставкой в истории этой институции.

Повышению посещаемости способствует и расширение площадей. Кунстхаус в Цюрихе открыл новое крыло в октябре 2021 года, благодаря чему число его посетителей выросло до 555 тыс., что вдвое больше, чем в 2019 году. Музей Мунка в Осло, переехавший в новое здание осенью 2021 года, смог привлечь почти 852 тыс. человек. По словам представителя институции, сейчас ее «посещаемость значительно выше, чем была в старом здании».

Согласно отчетам, в последние месяцы 2022 года посещаемость ряда музеев, в том числе Центра Ботина в испанском Сантандере и Галереи Академии во Флоренции (где находится «Давид» Микеланджело), догнала и превысила допандемийные показатели, что служит еще одним свидетельством здорового восстановления.

Картина Сандро Боттичелли «Весна» в Галерее Уффици. Фото: Dim-7
Картина Сандро Боттичелли «Весна» в Галерее Уффици.
Фото: Dim-7

Делим на ноль

Принятая правительством Китая стратегия «Нулевой COVID» оказала сильнейшее влияние на посещаемость музеев в 2022 году. И хотя Тайвань отказался от нее в марте 2022-го, из-за отсутствия туристического потока из Китая посещаемость Национального музея императорского дворца в Тайбэе осталась низкой и составила 553 тыс. человек, что всего на 33% выше результатов предыдущего года и на целых 86% ниже показателя в почти 4 млн в 2019-м.

Из общего тренда заметно выбивается китайский M+. Гонконгский музей современного искусства открылся в ноябре 2021 года, но в 2022-м был вынужден приостановить работу почти на четыре месяца из-за коронавирусных ограничений. Несмотря на это, за оставшиеся месяцы ему удалось привлечь более 2 млн человек и ворваться в первую двадцатку нашего рейтинга.

Австралия и Новая Зеландия ввели одни из самых строгих ограничений для борьбы с COVID-19 и вышли из карантина позже других частей света. В Австралии правила были сложными и варьировались от штата к штату; страна открылась для зарубежных туристов лишь в феврале 2022 года. Тем не менее многие площадки достигли приблизительно двух третьих от своих прежних показателей. Художественную галерею Южной Австралии в Аделаиде посетило 539 тыс. человек, что даже больше, чем до пандемии. Художественная галерея Нового Южного Уэльса в Сиднее отчасти обязана ростом посещаемости новому зданию.

Национальный музей современного искусства (MMCA) в Сеуле. Фото: Jongoh Kim/MMCA
Национальный музей современного искусства (MMCA) в Сеуле.
Фото: Jongoh Kim/MMCA

Среди стран Азии особенно выделяется Южная Корея. В Сеуле впервые прошла художественная ярмарка Frieze, что способствовало росту посещаемости городских музеев. Национальный музей Кореи занял пятую строчку рейтинга с 3,4 млн посетителей — это приблизительно такой же показатель, как до пандемии. Все четыре площадки Национального музея современного искусства тоже показали хорошие результаты, а его сеульское отделение привлекло 1,8 млн человек, что на 400 тыс. больше, чем в 2019 году.

Будем надеяться, что локдауны по большей части остались позади и музейная посещаемость в 2023 году будет выше. Но если одни музеи восстанавливаются сравнительно легко, то для других последствия пандемии и связанной с ней политической нестабильности могут оказаться более долговременными.

Рейтинг подготовили Джастин Камп, Алекс Колвилл

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+