После двух лет локдаунов и неопределенности, личных утрат и социальной нестабильности 2022-й стал годом, когда у большинства людей вновь появилась возможность увидеть любимые произведения искусства или отправиться в новые места со сравнительно небольшим количеством ограничений. В результате музеи, занявшие первые 100 строк нашего рейтинга, смогли привлечь в общей сложности 141 млн посетителей.
Так что же, мы вернулись к обычной жизни? Не совсем. 141 млн — это вдвое больше, чем было зафиксировано в 2021 году, и почти втрое больше показателя 2020 года, но еще очень далеко до отметки в 230 млн человек в 2019-м, последнем году полноценной работы перед пандемией.
Как показывает анализ, восстановление идет неоднородно. Из-за принятой в Китае стратегии «Нулевой COVID» посетители музеев были вынуждены сталкиваться с регулярными локдаунами и жесткими ограничениями. Российские музеи оказались в новой реальности из-за конфликта с Украиной: туризм как в Россию, так и из России теперь ограничен. Посещаемость музеев в обеих странах в лучшем случае осталась приблизительно такой же, как в 2021 году.
В некоторых других местах ведущие музеи практически оправились от пандемии. Парижский Лувр планирует ограничить посещаемость из-за переполненности своих залов, но ему все равно удалось возглавить наш рейтинг со впечатляющими 7,6 млн посетителей в 2022 году и обогнать занявшие второе место Музеи Ватикана более чем на 2,5 млн. Лондонские Британский музей и Тейт Модерн вернулись в первую пятерку, но их восстановление идет медленнее, чем у некоторых из зарубежных коллег, что отражает общую ситуацию в музеях Великобритании.
В общей сложности музеи, вошедшие в первую десятку, посетило почти 40 млн человек. Теперь, когда пандемия практически закончилась, люди возвращаются в те же города, что и прежде: Лондон, Нью-Йорк, Париж, Рим. Несмотря на все старания музеев привлечь местную аудиторию как физически, так и в виртуальном формате, люди, судя по всему, все равно с нетерпением ждали возможности отправиться за границу, чтобы увидеть «Мону Лизу», мраморы Элгина и «Лаокоона». Эти культовые вещи по-прежнему остаются мощным магнитом.
Восстановление посещаемости крупнейших музеев Лондона идет медленно. К сожалению, это верно для художественных учреждений Соединенного Королевства в целом. Национальная галерея в Лондоне установила сомнительный рекорд, потеряв больше всего посетителей из всех музеев нашего рейтинга: в 2022-м в ней побывало на 2,3 млн человек меньше, чем в 2019-м, последнем допандемийном году. Однако в процентном отношении у трех институций дела обстоят еще хуже: по сравнению с 2019 годом посещаемость Кеттлс-ярд в Кембридже упала на 57%, а Музея Виктории и Альберта в Данди и Коллекции фонда Wellcome в Лондоне — на 55%. В 2022 году ни одному из этих музеев не приходилось закрываться на карантин, хотя Кеттлс-ярд, расположенный в бывшем жилом здании, был вынужден ограничивать пропускную способность. Великобритания одной из первых развернула вакцинацию от коронавируса и гордилась быстрым возвращением к обычной жизни — теперь здесь уже редко увидишь человека в медицинской маске. Поэтому причина медленного восстановления посещаемости неясна, в особенности в том, что касается небольших музеев, которые меньше зависят от зарубежных туристов. Впрочем, по сравнению с прерывавшимся на карантины 2021 годом посещаемость многих институций утроилась, так что в следующем году они, вероятно, смогут вернуться в форму.
В какой части Великобритании просветы ярче всего? Коллекция Баррелла в Глазго успела привлечь впечатляющие 483 тыс. гостей, что значительно больше, чем раньше (при этом создается впечатление, что люди почему-то обходили стороной расположенный в том же городе Музей Келвингроув, результат которого за 2022 год составил всего половину от показателя 2019-го). У эдинбургских музеев дела тоже шли неплохо: Национальный музей Шотландии посетило почти 2 млн человек, а Шотландскую национальную галерею — почти 1,3 млн, что очень близко к их доковидной посещаемости.
Самой успешной платной выставкой в Великобритании в 2022 году стал не персональный блокбастер одного художника, а «Моделирование маскулинностей. Искусство мужской одежды» в Музее Виктории и Альберта, следом за которой идут выставки в Тейт Модерн («Сюрреализм без границ», 158 843 посетителя) и Королевской академии художеств («Фрэнсис Бэкон. Человек и зверь», 146 694 посетителя). Тем временем Дэвид Хокни привлек в Музей Фицуильяма в Кембридже 221 950 человек бесплатной экспозицией «Глаз Хокни. Искусство и техника изображения», что является весьма значительным достижением для университетской галереи средних размеров.
Музей Гуггенхайма, один из крупнейших в Нью-Йорке, испытал самое сильное падение посещаемости: 750 тыс. в 2022 году по сравнению с 1,3 млн в 2019-м, что представляет собой спад на 42%, в то время как Метрополитен-музей на Пятой авеню привлек на 34% меньше посетителей. Стоит отметить, что Метрополитен перешел на новый метод подсчета и теперь, как сообщил представитель музея, использует «новую программу, которую мы считаем более точной». Пересмотренный результат 2019 года оказался на 20% ниже первоначально заявленного.
Медленно восстанавливаются не только нью-йоркские музеи. Институции в самых разных концах США по-прежнему не вернулись к показателям 2019 года — от Национального музея афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне (на 45% меньше) до Денверского художественного музея (на 34%) и Центра Гетти в Лос-Анджелесе (на 31%).
Хотя 2022 год в США не был отмечен широкомасштабными локдаунами, многие музеи по-прежнему чувствовали на себе последствия пандемии. Представитель Национальной портретной галереи (NPG) в Вашингтоне (которая располагается в одном здании со Смитсоновским музеем американского искусства (SAAM), и поэтому они предоставили совместные цифры) говорит, что музей вернулся к полной семидневной рабочей неделе лишь в мае, а в первом квартале года был открыт только четыре дня в неделю. Хотя NPG и SAAM и удалось утроить результат 2021 года, нынешние 954 тыс. все равно на 44% ниже допандемийного уровня.
Аналогично до пандемии Художественный музей Фриста в Нашвилле работал семь дней в неделю, что помогло ему в 2019 году установить рекорд в 359 тыс. посетителей. Но после возвращения к работе в июле 2020 года он перешел на пятидневную рабочую неделю, что привело к 60%-ному снижению посещаемости.
Впрочем, небольшому числу институций удалось улучшить свои допандемийные результаты. В их числе Библиотека, художественная галерея и ботанические сады Хантингтона в Лос-Анджелесе (посещаемость выросла на 26%) и Сады и парк скульптур Фредерика Мейера в Гранд-Рапидс (на 3%), предлагающие в дополнение к посещению музея досуг на свежем воздухе.
Ситуация в Европе была неоднородной. Восстановление некоторых крупных музеев шло медленно, в том числе Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе (снижение на 40% по сравнению с 2019 годом), Нового музея в Берлине (на 36%), Рейксмузеума в Амстердаме (на 35%), Национального археологического музея в Неаполе (на 34%), но в целом создается впечатление, что посетители возвращаются в музеи.
Резкое сокращение международного туризма стало важным фактором во многих городах. Так, представители венской Альбертины называют снижение на четверть туристического потока в венскую столицу в числе главных факторов, обусловивших падение посещаемости музея на 26% по сравнению с 2019 годом. При этом некоторые другие институции, традиционно пользующиеся популярностью среди туристов, вернулись практически на прежний уровень. Например, в Париже Музей Орсе посетило всего на 10% меньше гостей, чем в 2019 году, а Пти-пале — на 14% больше.
Наблюдались и серьезные скачки посещаемости. Показатели парижского Фонда Louis Vuitton выросли на треть с чуть более 1 млн в 2019 году до почти 1,4 млн в 2022-м, чему способствовал успех выставки коллекции Морозовых из российских музеев, привлекшей головокружительные 1,2 млн посетителей. Экспозиция, посвященная «Красной мастерской» Анри Матисса, помогла Национальной галерее Дании побить собственный рекорд с более чем 492 тыс. посетителей, а Музею изобразительных искусств в Будапеште удалось добиться роста в 47% по сравнению с 2019 годом благодаря хиту «Иероним Босх», который стал второй по популярности выставкой в истории этой институции.
Повышению посещаемости способствует и расширение площадей. Кунстхаус в Цюрихе открыл новое крыло в октябре 2021 года, благодаря чему число его посетителей выросло до 555 тыс., что вдвое больше, чем в 2019 году. Музей Мунка в Осло, переехавший в новое здание осенью 2021 года, смог привлечь почти 852 тыс. человек. По словам представителя институции, сейчас ее «посещаемость значительно выше, чем была в старом здании».
Согласно отчетам, в последние месяцы 2022 года посещаемость ряда музеев, в том числе Центра Ботина в испанском Сантандере и Галереи Академии во Флоренции (где находится «Давид» Микеланджело), догнала и превысила допандемийные показатели, что служит еще одним свидетельством здорового восстановления.
Принятая правительством Китая стратегия «Нулевой COVID» оказала сильнейшее влияние на посещаемость музеев в 2022 году. И хотя Тайвань отказался от нее в марте 2022-го, из-за отсутствия туристического потока из Китая посещаемость Национального музея императорского дворца в Тайбэе осталась низкой и составила 553 тыс. человек, что всего на 33% выше результатов предыдущего года и на целых 86% ниже показателя в почти 4 млн в 2019-м.
Из общего тренда заметно выбивается китайский M+. Гонконгский музей современного искусства открылся в ноябре 2021 года, но в 2022-м был вынужден приостановить работу почти на четыре месяца из-за коронавирусных ограничений. Несмотря на это, за оставшиеся месяцы ему удалось привлечь более 2 млн человек и ворваться в первую двадцатку нашего рейтинга.
Австралия и Новая Зеландия ввели одни из самых строгих ограничений для борьбы с COVID-19 и вышли из карантина позже других частей света. В Австралии правила были сложными и варьировались от штата к штату; страна открылась для зарубежных туристов лишь в феврале 2022 года. Тем не менее многие площадки достигли приблизительно двух третьих от своих прежних показателей. Художественную галерею Южной Австралии в Аделаиде посетило 539 тыс. человек, что даже больше, чем до пандемии. Художественная галерея Нового Южного Уэльса в Сиднее отчасти обязана ростом посещаемости новому зданию.
Среди стран Азии особенно выделяется Южная Корея. В Сеуле впервые прошла художественная ярмарка Frieze, что способствовало росту посещаемости городских музеев. Национальный музей Кореи занял пятую строчку рейтинга с 3,4 млн посетителей — это приблизительно такой же показатель, как до пандемии. Все четыре площадки Национального музея современного искусства тоже показали хорошие результаты, а его сеульское отделение привлекло 1,8 млн человек, что на 400 тыс. больше, чем в 2019 году.
Будем надеяться, что локдауны по большей части остались позади и музейная посещаемость в 2023 году будет выше. Но если одни музеи восстанавливаются сравнительно легко, то для других последствия пандемии и связанной с ней политической нестабильности могут оказаться более долговременными.
Рейтинг подготовили Джастин Камп, Алекс Колвилл