Шестого мая в Лондоне в ходе коронационной церемонии с почти тысячелетней историей новый король Великобритании Карл III сядет над камнем Судьбы в 720-летнее кресло, названное в честь английского короля-святого, и будет увенчан той же короной, что и последний монарх из династии Стюартов. Когда хор пропоет слова коронационного антема (церковного гимна) Георга Фридриха Генделя «Садок священник и Нафан пророк помазали Соломона на царя, и весь народ возрадовался», Карл III будет помазан на царство елеем с Елеонской горы, освященным патриархом Иерусалимским Феофилом III и англиканским архиепископом в Иерусалиме Хосамом Наумом в храме Гроба Господня. Затем раздастся громкий клич: «Да здравствует король!»
Регалии, используемые при коронации, принадлежат не королю, а абстрактной сущности, называемой Короной, и, если монархия в Британии когда-нибудь будет упразднена, они перейдут к государству и, вероятно, будут храниться как музейные вещи, предмет антикварного и искусствоведческого интереса, но не более того. Однако сегодня они все еще разделяют то, что осталось от архетипической ауры царской власти. Чтобы понять, о чем речь, вспомните школьные уроки истории или, к примеру, «Властелина колец» — короля Арагорна, волшебные кольца и эльфийский камень. Есть вещи, которые больше, чем просто вещи.
Важнейшей частью церемонии является не коронация, а миропомазание (таинство, которое не покажут публично). Во время него монарх восседает в массивном старинном кресле — коронационном кресле Святого Эдуарда, изготовленном в 1300–1301 годах для короля Эдуарда I и носящем имя более древнего правителя — Эдуарда Исповедника. Под креслом помещается так называемый камень Судьбы, или Скунский камень. С незапамятных времен он служил троном королям Шотландии, до тех пор пока в 1296 году последний из них не был побежден Эдуардом I. В 1996 году премьер-министр Великобритании Джон Мейджор подписал указ о возвращении камня в Шотландию — теперь же он специально привезен в Лондон на церемонию коронации нового британского монарха. Кресло Святого Эдуарда когда-то было позолочено и богато орнаментировано. Несмотря на то что с XIV века оно использовалось почти во всех коронациях, долгое время о его сохранности не особо заботились, о чем свидетельствуют вырезанные на нем граффити, как, например, надпись, сообщающая о том, что некий П. Эббот спал в нем 15/16 июля 1800 года.
Грудь, голову и руки короля помажут елеем из сосуда в виде золотого орла, изготовленного для коронации Карла II 23 апреля 1661 года (предыдущий был переплавлен в 1649 году после казни Карла I). По форме этот сосуд напоминает емкость со священным маслом, которую, по легенде, святой Фома Кентерберийский (Томас Бекет) получил от самой Девы Марии почти 900 лет назад.
Золотая ложка, или коронационная ложка, в которую наливают масло, — самый древний предмет, используемый в церемонии. Она датируется XII веком. Ложка была спасена от уничтожения в 1649 году верным государственным служащим, который через одиннадцать лет при восстановлении монархии преподнес ее королю Карлу II.
После помазания король будет облачен в священнические одеяния: длинную белую льняную рубаху (она сохранилась со времен коронации его деда Георга VI 12 мая 1937 года); тунику (стихарь) из золотой парчи, изготовленную в 1911 году по подобию средневековых церковных одежд к коронации Георга V, после чего ее надевали на всех последующих коронациях; столу — аналог православной епитрахили; и, наконец, коронационную ризу, известную как императорская мантия. Она была сделана к невероятно роскошной коронации Георга IV в 1821 году из золотой и серебряной парчи и шелка и расшита цветами — национальными символами частей Соединенного Королевства. Мантия — самая древняя часть монаршего облачения, используемого при коронации.
Одетый как король-священник, Карл III будет коронован архиепископом Кентерберийским короной Святого Эдуарда. Этот венец был изготовлен для Карла II, но позднее не раз переделывался. Покидая аббатство, король наденет другую корону — Имперскую государственную (слово «имперский» в данном случае подразумевает не колониальную империю, а автономию английской монархии), которая с XVI века воссоздавалась шесть раз.
Среди камней, украшающих Имперскую государственную корону, особо выделяются две драгоценности с необычной историей.
Огромный красный камень впереди, известный как рубин Черного принца (на самом деле шпинель), в XIV веке принадлежал мавританскому правителю Гранады, у которого был отнят королем Кастилии Педро Жестоким и подарен в благодарность за военную помощь английскому принцу Эдуарду, за цвет доспехов прозванному Черным принцем.
Позднее камень принадлежал двум знаменитым средневековым королям, о которых мы знаем благодаря Шекспиру. Это Генрих V, победивший французов при Азенкуре в 1415 году во время Столетней войны («…С ним сохранится память и о нас — / О нас, о горсточке счастливцев, братьев. / Тот, кто сегодня кровь со мной прольет, / Мне станет братом: как бы ни был низок, / Его облагородит этот день…»), и Ричард III, поверженный в 1485 году при Босворте, когда он был готов отдать «полцарства за коня».
Другой камень — крупный сапфир в кресте наверху — является одновременно священной реликвией и драгоценностью Короны, потому что 900 лет назад был взят из гробницы англосаксонского короля и святого Эдуарда Исповедника.