18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Удивительный путь мумий: из пирамид в паноптикум, а потом в музей

Картонажная позолоченная шлемообразная маска. I в. до н. э. Фото: Государственный музей Востока
Картонажная позолоченная шлемообразная маска. I в. до н. э.
Фото: Государственный музей Востока
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В Музее Востока показывают две мумии в саркофагах из собрания Художественной галереи Перми, прошедшие тщательную реставрацию и подробное исследование

История мумий из собрания Государственной художественной галереи Перми полна приключений. В галерею они попали в 1920 году из местного паноптикума — одного из многих заведений, театров-музеев, которые действовали в крупных городах Российской империи и пользовались большой популярностью у зевак. Следующее столетие мумии, так как были в плачевном состоянии, хранились в запасниках. В 2021 году начался совместный комплексный проект, направленный на реставрацию и изучение двух древнеегипетских мумий и саркофагов из этой коллекции. Его участниками стали реставрационные мастерские «Феномен» и Центр палеоэтнологических исследований. Оказалось, что изначально тела и саркофаги не составляют единовременные комплексы.

Мумия мужчины. Калиброванная дата 212 г. до н.э. Фото: Государственный музей Востока
Мумия мужчины. Калиброванная дата 212 г. до н.э.
Фото: Государственный музей Востока

Мумии, согласно данным радиоуглеродного анализа, принадлежали египтянам, жившим в III и I веках до н.э., а саркофаги относятся к более ранним периодам. Датировку одного из саркофагов, покрытого сюжетными композициями на мифологические темы, связанные с посмертной судьбой его владельца в царстве мертвых, удалось отодвинуть почти на 700 лет назад и датировать III Переходным периодом (XI–VII века до н.э.). Вероятнее всего, мумии людей, живших в эпоху правления в Египте династии Птолемеев (IV–I века до н.э.), были уложены в подходящие по размерам саркофаги в одной из антикварных лавок Луксора или Каира. После выставки эти объекты вернутся в Пермь и займут место в экспозиции в новом здании галереи.

Государственный музей Востока
«С берегов Нила до берегов Камы»
До 28 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+