Значительную часть жизни Питер Дойг проводит путешествуя и изобретая себя заново в новых культурах. В экспозицию в Галерее Курто вошли картины, созданные по большей части в период с 2019 по 2023 год и несущие отпечаток постоянного поиска необычных форм. Дойг родился в Эдинбурге в семье сотрудника транспортной компании, постоянно находившегося в разъездах. Еще в детстве будущий художник жил с семьей сначала в тропиках Тринидада и Тобаго, а затем на снежных просторах Канады. Две эти природные палитры, зной и мороз, окружают и часто окутывают потерянные фигуры, населяющие его картины.
Получив художественное образование в Лондоне в 1980-е, Дойг вернулся на Тринидад и провел следующие два десятилетия, создавая диковинную и порой галлюциногенную фигуративную живопись, вдохновленную ритмами калипсо и пышной растительностью вокруг Порт-оф-Спейна. В этот период его заслуженно начали считать блестящим колористом.
Недавно Питер Дойг перебрался в мастерскую в Лондоне, и теперь он в своей фирменной манере переосмысливает пейзажи столицы Великобритании. В призрачной вселенной «Канала» (2023), где любимый горожанами Ридженс-канал в северной части Лондона сдавлен урбанистическим пейзажем из кошмаров Эдварда Мунка, мост сверкает алым, словно позаимствованным с палитры Густава Климта, а зеленая вода так плотно поросла водорослями, что напоминает запущенный газон. Нет сомнений, это Лондон, но в то же время это определенно пространство, существующее исключительно в преломляющей реальность памяти Дойга.
Экспозиция новых работ Питера Дойга стала первой выставкой современного художника по соседству со всемирно известным собранием живописи импрессионизма и постимпрессионизма Галереи Курто после завершившегося здесь в 2021 году трехлетнего ремонта. Она ютится всего в двух залах, еще один явно не помешал бы. Многие картины изображают сцены покоя и отдыха, но ни одна из них не создает ощущения беззаботности. На полотне «Ночные купальщики» (2011–2019) мы оказываемся в тринидадской бухте Маракас и становимся свидетелями ночной грезы, в которой синяя женщина и серый мужчина отдыхают то ли вместе, то ли на отдалении; они не смотрят друг на друга. «Альпинист» (2019–2022), ожидаемо выбранный Курто в качестве заглавной работы выставки, изображает лыжника в костюме Арлекина. Полотно высится над нами, создавая безупречную взаимосвязь между зрителем, пиком Маттерхорн на заднем плане и нелепой фигурой в половину человеческого роста. Мы ощущаем глубинную близость с арлекином; при этом его отрешенность и костюм вызывают отчуждение — такое можно испытать, столкнувшись с участником костюмированной вечеринки, отбившимся от компании.
Одна из самых интересных частей экспозиции располагается во втором зале, где экспонируются офорты, посвященные Дереку Уолкотту, покойному поэту из островного государства Сент-Люсия и другу Дойга. Большая часть была создана в 2017-м — в год его смерти, и эти маленькие шедевры свидетельствуют о кочевой природе творчества Дойга. Они изображают охотничьих псов и таинственные растения в черных и красных цветах. «Дерек» (Studiofilmclub) (2016) — портрет Уолкотта у мольберта. На холсте надпись “morning/paramin”, отсылающая к названию книги, опубликованной поэтом и художником в соавторстве в том же году. Покрытые зеленью холмы раскинулись за сияющей золотисто-желтым цветом шляпой Уолкотта с загнутыми вверх полями. Эта работа — прекрасный элегический памятник дружбе.
Галерея Курто
Питер Дойг
До 29 мая