Казалось бы, еще совсем недавно молодой художник, буквально автор одного проекта, Роман Ермаков сегодня устраивает первую в своей карьере выставку-ретроспективу. Как летит время! Но обо всем по порядку.
Роман Ермаков родился в 1985 году. Учился на инженера-архитектора в Московском государственном строительном университете. Еще в студенчестве увлекся русским авангардом; взяв на вооружение смелые формы и яркие краски начала ХХ века, в 2007 году он создает первые «живые скульптуры» — перформативные костюмы, которые делают его по-настоящему известным. Черные комбинезоны, изобретательно обвешанные необычными светящимися деталями, сразу понравились зрителям на многочисленных фестивалях и перформансах от Перми до Берлина.
Так началась история, протянувшаяся через всю творческую биографию художника, но не равнозначная ей. В последние годы Роман Ермаков больше и чаще предстает перед публикой как автор городских скульптур. Его загадочные конструкции можно было наблюдать у ГУМа, во дворе Музея Москвы и в парке «Зарядье». Успешный творческий рост в сторону паблик-арта стал естественным продолжением перформативных практик, воплощенных как раз в этих странных, веселых и очень живых скульптурах, ретроспектива которых проходит в галерее «ЗДЕСЬ на Таганке». Выставка сопровождается видеоматериалами и фотографиями разных лет.
Роман Ермаков часто говорит о том, что «Живые скульптуры» — проект, напрямую связанный с самопознанием. «Это история о моих перевоплощениях. О том, какие мы разные в зависимости от времени года, от нашего возраста. Эти архитектурные тела трансформируются вместе со мной».
И вот все они — или почти все — собрались в одном месте. Коллекции разных лет с интригующими названиями («Молекулы» создавались специально для перформанса на фестивале «Политех» и словно приглашают зрителя в микромир, а «Супрематизмы» предназначались для хореографического перформанса на фестивале «Яркие люди») отличаются неизменно положительным зарядом.
Автор называет эти костюмы «энергетическими телами». Такое определение поневоле отсылает к опытам супругов Кирлиан, которые в середине прошлого века фотографировали коронные разряды в темной комнате, добиваясь эффектных изображений «биополя» вокруг людей и предметов. Роман Ермаков не ищет биополей в природе (где их, скорее всего, и нет), но создает их сам. Впрочем, темная комната — это правильное решение, и на выставке она, кстати, есть: в малом зале галереи создан специальный «черный кабинет», демонстрирующий эффект свечения костюмов.
Галерея «ЗДЕСЬ на Таганке»
Роман Ермаков. «Живые скульптуры»
До 4 июня