18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие

Выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» была частью программы Эрмитажа, посвященной его столетию в 2017 году. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» была частью программы Эрмитажа, посвященной его столетию в 2017 году.
Фото: Государственный Эрмитаж
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский

Эта книга представляет собой нелинейную историю крупнейшего художественного музея страны, рассказанную двумя авторами — генеральным директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским и английской журналисткой Джеральдин Норман. Первый в представлении не нуждается, хотя в процессе чтения невольно поражаешься, насколько Михаил Борисович всесилен и неуязвим. Джеральдин Норман была основательницей и главой Фонда Эрмитажа в Великобритании (он работал до 2020 года), она также автор книг «Биография Эрмитажа» (1997) и «Пиотровские. Хранители ковчега» (2016).

Джеральдин Норман, Михаил Пиотровский. «Культура как скандал. Из истории Эрмитажа» / Пер. с англ. И. Литвиновой. М.: Слово/Slovo, 2023. 264 с.
Джеральдин Норман, Михаил Пиотровский. «Культура как скандал. Из истории Эрмитажа» / Пер. с англ. И. Литвиновой. М.: Слово/Slovo, 2023. 264 с.

«Культура как скандал» — чтение нескучное. Повествование идет в бодром темпе и представляет собой микс иногда курьезных, иногда печальных эпизодов. События 300-летней давности чередуются с совсем свежими происшествиями, калейдоскопом меняются географические локации. Едва мы прочитали об открытии площадки «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе, как тут же нам предлагают историю коллекции Базилевского (средневековые христианские и исламские артефакты), купленной Александром II в 1884 году в Париже за рекордные 6 млн франков. Обсуждение выставки Джейка и Диноса Чепменов, проходившей в 2012-м в Санкт-Петербурге, уступает место рассказу о покушении на цесаревича Николая в Японии в 1891-м. В Эрмитаже хранится окровавленная рубаха цесаревича, генетический материал с нее использовали при идентификации царских останков в 1990-е. Надо добавить, что 130 лет назад «японский двор в качестве извинения осыпал Николая несметными сокровищами. Они были переданы в дар Эрмитажу и легли в основу японской коллекции».

Скандалы структурированы по десяти главам: «Продажи и покупки», «Кражи», «Спорные атрибуции», «Политический привкус скандала» и так далее; они охватывают, кажется, все стороны музейной жизни. И становится заметно, что скандалы имеют свойство повторяться. Вот, например, коррупция при строительстве. История о том, как в 2017 году арестовали заместителя директора музея по строительству Михаила Новикова, еще более или менее свежа. Новикову тогда вменили получение взятки в 30 млн руб., но так как он до суда возместил музею предполагаемый ущерб, то в наказание ему назначили два года условно, а через год все обвинения и вовсе были сняты и приговор отменен. И меньше известно, что в 1952 году в «злостном нарушении финансовой отчетности» был обвинен заместитель директора по архитектуре Александр Сивков — человек, бесконечно музею преданный. Его приговорили к 12 годам лагерей, но помиловали после смерти Сталина и в 1955-м восстановили в должности. Задолго до того за ошибки в проектировании и использование некачественных материалов должен был пойти под суд Огюст Монферран: именно его промахи стали причиной самого страшного в истории Эрмитажа пожара 1837 года. Но Николай I не стал наказывать своего любимого архитектора. А еще раньше, при Павле I, едва не умыкнул из Эрмитажа единственное произведение Микеланджело («Скорчившийся мальчик») архитектор Винченцо Бренна, тоже весьма к императору приближенный. По крайней мере, ходили такие слухи.

Выставка художника Яна Фабра "Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты"(2016) оказалась для Эрмитажа серьезным испытанием на прочность из-за массированной критики и жалоб разгневанных посетителей. Фото: Марина Круглякова/ТАСС
Выставка художника Яна Фабра "Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты"(2016) оказалась для Эрмитажа серьезным испытанием на прочность из-за массированной критики и жалоб разгневанных посетителей.
Фото: Марина Круглякова/ТАСС

Или вот реституция — проблема перемещенных по итогам войны ценностей. После поражения нацистской Германии СССР вывез с территории поверженного врага 2 млн произведений искусства. И хотя самое ценное — коллекция Дрезденской галереи — была в 1958-м возвращена ГДР, спор вокруг других шедевров идет до сих пор. В книге рассказано о том, как Эрмитаж возвращал во Франкфурт-на-Одере витражи Мариенкирхе. Пиотровский вспоминает, что общение с немецкими бюрократами было непростым. «За годы моей службы на посту директора Эрмитажа никто не позволял себе направлять в мой адрес такие „советские“ оскорбления, какие я слышал от немецких чиновников, которые занимались этими витражами. Не в пример им город Франкфурт-на-Одере вспоминает нас с теплотой и благодарностью…»

Рассказано в книге и о загадочной смерти в 2005 году хранителя коллекции ювелирных изделий и драгоценных металлов Ларисы Завадской и вскрывшейся после ее кончины пропаже 226 вещей; 31 предмет удалось вернуть, судьба остальных неизвестна. И хотя за кражу был осужден муж Завадской, в книге проводится мысль, что за этим вопиющим случаем стояли люди куда более влиятельные, но так и оставшиеся неназванными.

Не обошли авторы и вопрос о событиях совсем недавних — свертывании большинства культурных обменов в связи со специальной военной операцией. Как подобает опытному кризис-менеджеру, Михаил Пиотровский смело идет на волну, первым оглашая все возникшие проблемы и формулируя свою позицию: «Мосты культуры должны взрываться последними». Собственно, вся книга воспринимается как иллюстрация его тезиса: «Посмотрите, сколько всего случалось за долгую историю Эрмитажа, но мы должны идти вперед». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+