18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Быль стала явью: в бывшем кинотеатре в Старом Осколе открыли арт-центр

Первая выставка стала результатом архивного и полевого исследований, связанных с историей кинотеатра. Фото: Екатерина Герасименко
Первая выставка стала результатом архивного и полевого исследований, связанных с историей кинотеатра.
Фото: Екатерина Герасименко
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Центр современного искусства «Быль» открылся в Старом Осколе в помещении бывшего кинотеатра с одноименным названием. Участники дебютной выставки центра «Не доверяйте тишине, она обманчива» обратились к истории здания

В отреставрированном здании бывшего кинотеатра «Быль» в Старом Осколе открылся первый в Белгородской области центр современного искусства, призванный популяризировать актуальные художественные практики и развивать локальную арт-сцену. При подготовке выставок команда институции сосредоточится на работе с историей, мифами и контекстом города и области, что поможет местному комьюнити осознать и раскрыть собственную идентичность. Ранее, пока еще велась реконструкция площадки, команда «Были» функционировала в формате самоорганизации, устраивая поп-ап-проекты в необычных местах, например в актовом зале закрытого транспортного предприятия. Новый центр создан по инициативе благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» при поддержке компании «Металлоинвест» и администрации Белгородской области.

Кинотеатр «Быль» после реставрации. Фото: ЦСИ «Быль»
Кинотеатр «Быль» после реставрации.
Фото: ЦСИ «Быль»

Здание кинотеатра, где разместился ЦСИ, служило характерным образцом советского брутализма, пока уже в XXI веке фасад не застеклили. Оно было построено в 1982 году в новом районе Старого Оскола, сразу став культурной точкой притяжения для жителей города. Помимо показа фильмов, здесь в разные годы проводились локальные кинофестивали, слеты профессиональных сообществ, киноклубы, прогрессивные дискотеки Animals, а рядом, на площади, устраивались концерты рок- и поп-исполнителей, выставки, ярмарки — и даже фестиваль боди-арта. Команда ЦСИ собрала архивные материалы и воспоминания старооскольцев, наполнив ими сайт, посвященный прошлому и будущему «Были». Там, например, опубликованы свидетельства того, что название кинотеатра выбиралось совместно с горожанами — для этого местные газеты объявили конкурс. Примечательно, что и сегодня ЦСИ «Быль», унаследовавший название кинотеатра, видит одной из главных своих задач выстраивание диалога с городом и его жителями, в том числе и посредством партиципаторных практик.

Кинотеатр «Быль» был культурной точкой притяжения для жителей города. На площади перед кинотеатром, устраивались концерты, выставки, ярмарки и даже фестиваль боди-арта. Фото: ЦСИ «Быль»
Кинотеатр «Быль» был культурной точкой притяжения для жителей города. На площади перед кинотеатром, устраивались концерты, выставки, ярмарки и даже фестиваль боди-арта.
Фото: ЦСИ «Быль»

Дебютная выставка центра, по словам его директора Светланы Богдановской, видится «витальным элементом для установления того самого диалога». Кураторы Виктор Жданов и Никита Клён предложили приглашенным художникам при создании работ обратиться к истории кинотеатра. Даже название проекта — «Не доверяйте тишине, она обманчива» — является цитатой из статьи старооскольского журналиста Юрия Дюкова «Даешь кино в начале мая!», опубликованной в газете «Октябрьские зори» в 1982 году. Среди участников выставки, которая продлится до 20 июля, — как старооскольские и белгородские художники (в частности, Данил Бурцев, Елизавета Коломиец, Этери Сидякина), так и авторы из других городов. Экспозиция заняла все пространства центра, в том числе фойе, кинозалы и лестницу. К слову, здание кинотеатра не было специально трансформировано под выставочный процесс. Об этом рассказала нашему изданию Светлана Богдановская: «Пространство ЦСИ обладает полноценным выставочным пространством на втором этаже фойе и комбинированным пространством на первом этаже, которое позволяет проводить как выставки, как и мероприятия сопроводительной программы. Зрительные залы сохранились, и сейчас мы работаем над их техническим переоборудованием».

Екатерина Герасименко. «Мальчик». 2023. Изображение основано на фотографии, найденной в социальных сетях. Фото: Екатерина Герасименко
Екатерина Герасименко. «Мальчик». 2023. Изображение основано на фотографии, найденной в социальных сетях.
Фото: Екатерина Герасименко

Первая выставка стала результатом архивного и полевого исследований, связанных с историей кинотеатра. В дальнейшем команда ЦСИ планирует сформировать и собственный архивный фонд — работа над ним уже началась. Он включит материалы от местных художников и представителей музыкального андерграунда, примеры любительского и регионального кинематографа, видео-арта. Материальная база будет оцифрована. «Мы планируем сделать доступ к архивным материалам по комбинированному принципу, — говорит Светлана Богдановская. — Исследователь сможет направить предварительный запрос на необходимый ему материал, но часть архива будет в открытом доступе. Нам бы также хотелось сделать постоянную программу по знакомству с архивом посредством лекций, показов и обсуждений».

Олег Фролов. «Фонтан фантазии, жизни, свободы и стремления к счастью». 2018. Фото:  Олег Фролов
Олег Фролов. «Фонтан фантазии, жизни, свободы и стремления к счастью». 2018.
Фото: Олег Фролов

Выставочный план ЦСИ «Быль» пока находится в разработке. Предполагается, что команда будет организовывать до трех больших выставочных проектов в год. 

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+