Майские аукционы импрессионизма, модернизма и современного искусства остаются для арт-рынка пиковой точкой года. В нынешнем сезоне на весенние торги Christie’s, Sotheby’s и Phillips в Нью-Йорке предполагается выставить искусства, по предварительным оценкам, на более чем $2,2 млрд. Громадность суммы, в которую оценено предлагаемое искусство, заставила некоторых аналитиков опасаться, что рынок «остынет»: общая нестабильность в мире может удержать как от покупок современных произведений, цена на которые еще не устоялась, так и от многомиллионных инвестиций в признанные шедевры. Тем более что в эстимейтах сумм свыше $50 млн обозначено не было. К тому же опытные дилеры говорят, что такие факторы, как банкротство банков, неопределенные политические перспективы и рост процентных ставок, в целом не мешают богатым коллекционерам покупать произведения искусства, но все же заставляют их быть сдержаннее.
Первые несколько дней торгов прошли, и аукционный дом Christie’s доволен результатами. В четверг 11 мая были вчистую, все до единого, распроданы лоты из собрания миллиардера Сэмюэля Ньюхауса, совладельца издательского дома Condé Nast, скончавшегося в 2017 году; в целом они принесли $178 млн. Последовавший аукцион искусства ХХ века дал в общей сложности $329 млн, в том числе от продажи произведений Пабло Пикассо, Джорджии O’Кифф и рекордного полотна Таможенника Руссо (большой идиллический пейзаж с лотосами и фламинго, написанный в 1910 году, ушел за $43,5 млн; все суммы приведены с учетом процентов аукционного дома). Интересно, что широкие хронологические рамки торгов — весь ХХ век — привели к тому, что рядом с протоавангардным Руссо продавалась «Горящая заправка» Эда Руша 1966–1969 годов, воплощение американского поп-арта (ушла за $22 млн).
В понедельник 15 мая Christie’s продолжил торги и получил $98,8 млн на аукционе искусства XXI века, который возглавляла внушительная по размеру картина Жан-Мишеля Баскиа El Gran Espectaculo («Нил») 1983 года. За нее упорно торговались, в том числе Ларри Гагосян, владелец, вероятно, самой большой в мире галерейной империи. После пяти минут торгов Гагосян отступил, и картина была продана участнику аукциона по телефону намного дороже, чем предполагалось, — за $67,1 млн.
«Christie’s уделяет особое внимание фокусу на художников-женщин и развитию их рынков. Половина лотов на аукционе XXI века 15 мая создана художницами», — отметила глава торгов Эмили Каплан. В результате из семи рекордов стоимости, установленных на аукционе, пять принадлежат работам женщин. Массивное, наполненное живописной плотью полотно Сесили Браун «Без названия» («Прекрасные и проклятые») (2013) было продано за $6,7 млн. «Тыква» (1993) Яёи Кусамы ушла за $4,9 млн — профессионалы на арт-рынке отмечают, что сегодняшние условия как никогда благоприятны для произведений этой художницы. Новым рекордом для Дианы Арбус стала продажа за $1 млн набора из десяти ее самых знаменитых фотографий. А скульптура Симоны Ли, обладательницы «Золотого льва» Венецианской биеннале 2022 года, где она оформляла павильон США, ушла за $2,7 млн — прежде на ее работы, посвященные африканским традициям и гендерному равенству, таких цен и близко не было.
Ближайшие несколько дней внимание будет приковано к торгам Sotheby’s, среди главных лотов которых — Кодекс Сассуна, древняя еврейская Библия с предварительной оценкой в $50 млн, и «Мать всего» (1996), огромная бронзовая паучиха Луиз Буржуа, которые обещают рекорды в своих разделах. В той же группе торгов — Густав Климт и даже Питер Пауль Рубенс.