18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От идиллии до пожара: весь спектр искусства ХХ века на аукционах Christie’s

Анри Руссо. «Фламинго». 1910. Фото: Christie’s
Анри Руссо. «Фламинго». 1910.
Фото: Christie’s

На аукционах в Нью-Йорке в очередной раз подтверждается мысль, что никакие кризисы не могут заставить искусство подешеветь. На Christie’s поставлены новые рекорды — и на классиков ХХ века, и на работы современных художниц

Майские аукционы импрессионизма, модернизма и современного искусства остаются для арт-рынка пиковой точкой года. В нынешнем сезоне на весенние торги Christie’s, Sotheby’s и Phillips в Нью-Йорке предполагается выставить искусства, по предварительным оценкам, на более чем $2,2 млрд. Громадность суммы, в которую оценено предлагаемое искусство, заставила некоторых аналитиков опасаться, что рынок «остынет»: общая нестабильность в мире может удержать как от покупок современных произведений, цена на которые еще не устоялась, так и от многомиллионных инвестиций в признанные шедевры. Тем более что в эстимейтах сумм свыше $50 млн обозначено не было. К тому же опытные дилеры говорят, что такие факторы, как банкротство банков, неопределенные политические перспективы и рост процентных ставок, в целом не мешают богатым коллекционерам покупать произведения искусства, но все же заставляют их быть сдержаннее.

Эд Руша. «Горящая заправка». 1966-1969. Фото: Christie’s
Эд Руша. «Горящая заправка». 1966-1969.
Фото: Christie’s

Первые несколько дней торгов прошли, и аукционный дом Christie’s доволен результатами. В четверг 11 мая были вчистую, все до единого, распроданы лоты из собрания миллиардера Сэмюэля Ньюхауса, совладельца издательского дома Condé Nast, скончавшегося в 2017 году; в целом они принесли $178 млн. Последовавший аукцион искусства ХХ века дал в общей сложности $329 млн, в том числе от продажи произведений Пабло Пикассо, Джорджии O’Кифф и рекордного полотна Таможенника Руссо (большой идиллический пейзаж с лотосами и фламинго, написанный в 1910 году, ушел за $43,5 млн; все суммы приведены с учетом процентов аукционного дома). Интересно, что широкие хронологические рамки торгов — весь ХХ век — привели к тому, что рядом с протоавангардным Руссо продавалась «Горящая заправка» Эда Руша 1966–1969 годов, воплощение американского поп-арта (ушла за $22 млн).

В понедельник 15 мая Christie’s продолжил торги и получил $98,8 млн на аукционе искусства XXI века, который возглавляла внушительная по размеру картина Жан-Мишеля Баскиа El Gran Espectaculo («Нил») 1983 года. За нее упорно торговались, в том числе Ларри Гагосян, владелец, вероятно, самой большой в мире галерейной империи. После пяти минут торгов Гагосян отступил, и картина была продана участнику аукциона по телефону намного дороже, чем предполагалось, — за $67,1 млн.

Жан-Мишель Баския. «El Gran Espectaculo (Нил)». 1983. Фото: Christie’s
Жан-Мишель Баския. «El Gran Espectaculo (Нил)». 1983.
Фото: Christie’s

«Christie’s уделяет особое внимание фокусу на художников-женщин и развитию их рынков. Половина лотов на аукционе XXI века 15 мая создана художницами», — отметила глава торгов Эмили Каплан. В результате из семи рекордов стоимости, установленных на аукционе, пять принадлежат работам женщин. Массивное, наполненное живописной плотью полотно Сесили Браун «Без названия» («Прекрасные и проклятые») (2013) было продано за $6,7 млн. «Тыква» (1993) Яёи Кусамы ушла за $4,9 млн — профессионалы на арт-рынке отмечают, что сегодняшние условия как никогда благоприятны для произведений этой художницы. Новым рекордом для Дианы Арбус стала продажа за $1 млн набора из десяти ее самых знаменитых фотографий. А скульптура Симоны Ли, обладательницы «Золотого льва» Венецианской биеннале 2022 года, где она оформляла павильон США, ушла за $2,7 млн — прежде на ее работы, посвященные африканским традициям и гендерному равенству, таких цен и близко не было.

Ближайшие несколько дней внимание будет приковано к торгам Sotheby’s, среди главных лотов которых — Кодекс Сассуна, древняя еврейская Библия с предварительной оценкой в $50 млн, и «Мать всего» (1996), огромная бронзовая паучиха Луиз Буржуа, которые обещают рекорды в своих разделах. В той же группе торгов — Густав Климт и даже Питер Пауль Рубенс.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+