18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже

Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы

Ретроспективная выставка костюма двух самых известных, недавно ушедших из жизни российских художников-модельеров — Вячеслава Зайцева (1938–2023) и Валентина Юдашкина (1963–2023) — открылась в реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня».

«Даже если бы в нашей коллекции было всего лишь по одному платью, выполненному Зайцевым или Юдашкиным, мы бы и тогда устроили выставку памяти этих выдающихся мастеров, — рассказала The Art Newspaper Russia Нина Тарасова, хранитель коллекции костюма Государственного Эрмитажа, куратор выставки. — В 2016 году, когда мы проводили выставку костюма Вячеслава Михайловича в Малом Манеже, а затем получили от него в дар почти полтора десятка работ, мне пришлось выслушать в свой адрес немало жесткой критики: „Как можно в Эрмитаже выставлять современную моду? Это дурной тон!“»

«Но тогда нам удалось отстоять свое мнение, свою точку зрения, и теперь Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин навсегда останутся в нашей памяти и наших фондах», — резюмировала она.

Открытие выставки памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Открытие выставки памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Сегодня в «Старой Деревне» модели представлены на тех самых манекенах, которые Вячеслав Зайцев выбрал для той самой своей выставки в Эрмитаже. Это 18 платьев и костюмов его работы: 16 из них художник сам подарил после окончания выставки, еще 2 костюма несколько позже передала в музей Елена Макарова, дочь певицы Елены Образцовой. Получилось, что в музейном собрании представлены фрагменты практически из всех самых ярких и запомнившихся коллекций Вячеслава Зайцева. Одна из наиболее известных — «Русские сезоны в Париже», ее модельер представлял в столице мировой моды в 1988 году. За эту работу художник получил звание почетного гражданина Парижа и памятную медаль из рук тогдашнего мэра города Жака Ширака. Кстати, почетным гражданином своего родного города Иваново Зайцев стал намного позже.

Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Есть в собрании Эрмитажа и три костюма из коллекции «Тысячелетие Крещения Руси» — в конце 1980-х ее показывали в Нью-Йорке и Париже. Рядом с ними представлен костюм из коллекции 1995 года «Чума». «Насколько я знаю, от этой коллекции осталось очень мало предметов, и мы рады, что в нашем собрании есть экземпляр, — рассказала Нина Тарасова. — Но сама я очень люблю его коллекцию „Прозрение“ — это первые работы мастера из меха, которым он потом занимался много лет, и в нашем собрании они тоже представлены».

И конечно, все посетители обращают внимание на золотистое полупрозрачное платье, целиком сшитое из ювелирно выполненного на коклюшках елецкого кружева. Как уточнила Нина Тарасова, это одно из трех платьев серии «Тайна гармонии» 2000 года, выполненных по модели Зайцева мастерами объединения «Елецкое кружево» под руководством легендарной кружевницы Светланы Бондарчук. Еще одно платье из этой мини-коллекции осталось в фонде модного дома Slava Zaitsev, третье находится в частной коллекции за океаном. «Сейчас в салоне нашего дома моды открыта постоянная экспозиция картин, графики, эскизов моделей Вячеслава Михайловича», — добавила Юлия Попова, директор по развитию Дома моды Slava Zaitsev.

Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Вячеслав Зайцев в середине 1960-х годов стал первым советским модельером, которого узнал весь мир. Советский и российский художник-модельер, кутюрье, живописец и график, народный художник РФ, лауреат Государственной премии, профессор, академик Российской академии художеств родился в Иванове. В 1962 году он с отличием окончил Московский текстильный институт и занял должность художественного руководителя Экспериментально-технической швейной фабрики Мособлсовнархоза.

Известность пришла к Зайцеву на волне хрущевской оттепели. Весной 1963 года он представил свою первую коллекцию одежды на Всесоюзном методическом совещании, но чиновники Министерства легкой промышленности его идеи отвергли. Зато присутствовавшие на показе иностранные журналисты отметили начинающего модельера — фото его коллекции появились во французском Paris Match. А спустя три года с ним в Москве встретились мэтры французской моды Пьер Карден, Марк Боан (Dior) и Ги Ларош. Они фактически признали молодого советского модельера, занявшего тогда должность худрука экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту, своим достойным коллегой.

Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Вслед за французами другие страны Запада начали воспринимать Зайцева как лидера советской моды — в европейской прессе его называли Красный Диор. Но полноценное мировое признание он получил только спустя четверть века, в начале перестройки.

В его костюмах выходили на сцену и появлялись на киноэкранах ведущие советские артисты. Зайцев создавал костюмы для звезд эстрады, чемпионов фигурного катания, членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80; в его форму была одета советская милиция в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Его картины и графика хранятся в Третьяковской галерее, модели из коллекции «Как молоды мы будем» — в Музее Москвы, где, кстати, до 18 июня проходит выставка «Дом моделей. Индустрия образов».

Единственное в коллекции Эрмитажа и на выставке авторское платье Валентина Юдашкина выполнено им в 2009 году для Ольги Сыроватской, основательницы ювелирной компании Je t’aime. В прошлом году музею его подарила сама владелица.

Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Выставка памяти Зайцева и Юдашкина в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Валентин Юдашкин, художник-модельер, кутюрье, народный художник России, заслуженный деятель искусств, академик Российской академии художеств, принадлежит к следующему поколению мастеров. Окончив в 1986 году с отличием Московский индустриальный техникум, свою последипломную практику он проходил в Московском доме моды у Вячеслава Зайцева. А затем поступил в Центральное проектно-конструкторское бюро при Министерстве бытового обслуживания РСФСР на должность старшего художника. В 1987 году он выпустил свою первую коллекцию «Русь изначальная», в 1989-м открыл фирму Vali-Moda, как стилист начал работать с Лаймой Вайкуле, Людмилой Гурченко, Аллой Пугачевой. В 1990-е годы представил коллекцию «Русь изначальная» в Париже, создал костюмы для олимпийской сборной России, одевал мужскую и женскую футбольные сборные. В 2002 году окончил продюсерский факультет ГИТИС, позже стал часто появляться на телеэкранах как ведущий различных программ. В 2008-м принимал участие в разработке парадной униформы для российской армии.

Выставку памяти Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина можно посетить в рамках обзорной экскурсии до 2 июля.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+