18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Выставка к 90-летию Андрея Вознесенского: взгляд на поэта еще и как на художника

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

К концу 1980-х у поэта оттепели были всемирное признание и авторитет. Но он рискнул и переизобрел себя в ипостаси художника поп-арта. «Видухи», «видеомы» и другие эксперименты показывают в Центре Вознесенского

Считается, что Александр Скрябин видел звуки — аккорд соль мажор у него красный. У Дэвида Хокни, по его словам, схожая способность: музыка для него обладает не только цветом, но и формой. Андрей Вознесенский тоже наблюдал связи между визуальным и звучащим — на каждом шагу, постоянно. «В имени Цветаевой серебряной подковкой цокает царственное „Ц“. И в ее автопортрете „Царь-девица“ слышится то же позвякивание. Цветаева? Ева цвета?» — таких прозрений у Вознесенского не счесть.

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Синестезия — для обывателя это аберрация восприятия, для художника — дар и творческий метод. Начиная с середины 1980-х одержимость визуальным нашла у Вознесенского выход в синтетическом жанре. «Дух светлый ли, аномальный ли является нашему сознанию в виде видения. В новых работах, которые называю „ВИДУХИ“, я пытаюсь постичь духовное через видео. В случае портретов человеческих судеб называю их „ВИДЕОМЫ“. Пригодились архитектурные навыки».

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

По образованию архитектор, Андрей Вознесенский был одним из главных конструкторов целой эпохи («стал первым в начале оттепели», — сказал о нем Андрей Битов). Интерес к форме сопровождал поэта всю жизнь: Вознесенский никогда не упускал возможности участвовать в оформлении своих книг, создавал иллюстрации — работал руками. Его видухи — это смешанная техника, коллаж, макетирование. По всем признакам поп-арт.

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Первая выставка визуальных экспериментов поэта прошла в конце 1991 года в правильном месте — галерее Sperone Westwater в нью-йоркском Сохо. Иронично: понадобилось тридцать лет и три года (почти), чтобы поп-арт Андрея Вознесенского добрался до московских зрителей.

Для Центра Вознесенского юбилейная выставка — как экзамен на зрелость. На выставке представлены и сами видеомы, и эскизы к ним, и ранние акварели и рисунки поэта. Экспозиция опирается на личный архив Вознесенского и его жены Зои Богуславской. Многое показано впервые. Все это результат исследования архива поэта, начатого год назад: в планах оцифровка и публикация всех материалов.

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Отдельным открытием для публики обещают стать представленные на выставке архитектурные и скульптурные проекты поэта. Можно поспорить: большинство москвичей, знакомых со стелой Зураба Церетели «Дружба навеки» на Тишинской площади, не подозревают, что оригинальная концепция памятника принадлежит Андрею Вознесенскому. Остро актуальным выглядит паблик-арт — скульптура «Россия воскресе», земной шар в виде пасхального яйца. Вознесенский установил его в Брюсовом переулке 30 лет назад. На выставке представлена реконструкция этого обьекта.  

Центр Вознесенского
«Вознесенский ЕЩЕ. Юбилейная выставка к 90-летию поэта»
До 27 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+