18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка к 90-летию Андрея Вознесенского: взгляд на поэта еще и как на художника

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

К концу 1980-х у поэта оттепели были всемирное признание и авторитет. Но он рискнул и переизобрел себя в ипостаси художника поп-арта. «Видухи», «видеомы» и другие эксперименты показывают в Центре Вознесенского

Считается, что Александр Скрябин видел звуки — аккорд соль мажор у него красный. У Дэвида Хокни, по его словам, схожая способность: музыка для него обладает не только цветом, но и формой. Андрей Вознесенский тоже наблюдал связи между визуальным и звучащим — на каждом шагу, постоянно. «В имени Цветаевой серебряной подковкой цокает царственное „Ц“. И в ее автопортрете „Царь-девица“ слышится то же позвякивание. Цветаева? Ева цвета?» — таких прозрений у Вознесенского не счесть.

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Синестезия — для обывателя это аберрация восприятия, для художника — дар и творческий метод. Начиная с середины 1980-х одержимость визуальным нашла у Вознесенского выход в синтетическом жанре. «Дух светлый ли, аномальный ли является нашему сознанию в виде видения. В новых работах, которые называю „ВИДУХИ“, я пытаюсь постичь духовное через видео. В случае портретов человеческих судеб называю их „ВИДЕОМЫ“. Пригодились архитектурные навыки».

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

По образованию архитектор, Андрей Вознесенский был одним из главных конструкторов целой эпохи («стал первым в начале оттепели», — сказал о нем Андрей Битов). Интерес к форме сопровождал поэта всю жизнь: Вознесенский никогда не упускал возможности участвовать в оформлении своих книг, создавал иллюстрации — работал руками. Его видухи — это смешанная техника, коллаж, макетирование. По всем признакам поп-арт.

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Первая выставка визуальных экспериментов поэта прошла в конце 1991 года в правильном месте — галерее Sperone Westwater в нью-йоркском Сохо. Иронично: понадобилось тридцать лет и три года (почти), чтобы поп-арт Андрея Вознесенского добрался до московских зрителей.

Для Центра Вознесенского юбилейная выставка — как экзамен на зрелость. На выставке представлены и сами видеомы, и эскизы к ним, и ранние акварели и рисунки поэта. Экспозиция опирается на личный архив Вознесенского и его жены Зои Богуславской. Многое показано впервые. Все это результат исследования архива поэта, начатого год назад: в планах оцифровка и публикация всех материалов.

Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Вознесенский. ЕЩЕ» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Отдельным открытием для публики обещают стать представленные на выставке архитектурные и скульптурные проекты поэта. Можно поспорить: большинство москвичей, знакомых со стелой Зураба Церетели «Дружба навеки» на Тишинской площади, не подозревают, что оригинальная концепция памятника принадлежит Андрею Вознесенскому. Остро актуальным выглядит паблик-арт — скульптура «Россия воскресе», земной шар в виде пасхального яйца. Вознесенский установил его в Брюсовом переулке 30 лет назад. На выставке представлена реконструкция этого обьекта.  

Центр Вознесенского
«Вознесенский ЕЩЕ. Юбилейная выставка к 90-летию поэта»
До 27 июля

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+