18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Великобритании разыскивают исчезнувший пасторальный шедевр Эдварда Боудена

Уменьшенная акварельная копия из музея Хиггинса в Бедфорде позволяет получить представление о том, как выглядела оригинальная «Сельская жизнь» Эдварда Боудена. Фото: Higgins Bedford
Уменьшенная акварельная копия из музея Хиггинса в Бедфорде позволяет получить представление о том, как выглядела оригинальная «Сельская жизнь» Эдварда Боудена.
Фото: Higgins Bedford
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Фонд Ротшильдов объявил в розыск монументальную роспись со сценами сельской жизни, созданную Эдвардом Боуденом для Фестиваля Британии в 1951 году. Эксперты считают произведение знаковым для послевоенного британского искусства

Семейный благотворительный Фонд Ротшильдов начал поиски монументального панно Эдварда Боудена (1903–1989) под названием «Сельская жизнь». Оно выставлялось на Фестивале Британии в 1951 году, но было утрачено спустя десятилетие. Недавно фонд приобрел для Уоддесдона, родового поместья Ротшильдов, другую работу с фестиваля — фреску Джона Пайпера «Дом англичанина», а вместе с нею две работы Боудена. По этому случаю в фонде вознамерились разыскать и «Сельскую жизнь». Поместье Уоддесдон принадлежит британскому Национальному фонду и является одним из самых посещаемых мест в Великобритании. Его директор Пиппа Ширли считает «вопиющим тот факт, что „Сельская жизнь“ — программное произведение Боудена — было настолько недооценено, что ему позволили исчезнуть». И добавляет: «Я все же надеюсь, что оно выжило и просто где-то пылится».

После приобретения картины Джона Пайпера "Дом англичанина", еще одной крупной фрески, заказанной для Британского фестиваля 1951 года, Фонд Ротшильдов также хочет найти «Сельскую жизнь» Эдварда Боудена. Фото: Liss Llewellyn/John Piper Estate
После приобретения картины Джона Пайпера "Дом англичанина", еще одной крупной фрески, заказанной для Британского фестиваля 1951 года, Фонд Ротшильдов также хочет найти «Сельскую жизнь» Эдварда Боудена.
Фото: Liss Llewellyn/John Piper Estate

Эдвард Боуден — английский художник и график — важная фигура послевоенного британского искусства. Его наследие включает гравюры, плакаты, обложки книг, но, помимо прочего, он создавал монументальные росписи. «Сельская жизнь» — одна из них. Фрагменты композиции были написаны на 72 листах фанеры и размещались на свободно стоящей панели, сделанной наподобие ширмы-гармошки. Ее высота составляла около 14 м, а ширина — приблизительно 11 м.

Хотя оригинал работы утерян, мы имеем представление о том, как она выглядела благодаря акварельной копии, которая хранится в коллекции Музея Хиггинса в Бедфорде. Верхняя часть «Сельской жизни» расписана изображениями пабов и церквей, загородных домов и коттеджей, лошадей и собак, садовников и шахтеров, сельских жителей за работой и досугом. Внизу панно — серия натюрмортов с продуктами, которые дает сельское хозяйство. Душеприказчик Эдварда Боудена, бывший арт-дилер Пейтон Скипвит считает это произведение «одним из важнейших в послевоенном британском искусстве».

Фестиваль Британии, где выставлялась роспись, задумывался как национальный праздник, символ успешного восстановления после разрухи, принесенной Второй мировой войной. Эпицентром фестиваля стала выставка в лондонском Саут-Бэнке, которая про­длилась пять месяцев. Искусство было важным элементом программы. Недавно сформированный Совет по делам искусств Англии утвердил тогда «Сельскую жизнь» в списке произведений искусства, которые после фестиваля должны были остаться в государственной собственности. Панно разобрали на части и передали на хранение на склад Министерства труда на Барри-роуд в Лондоне.

Пабы и церкви, загородные дома и коттеджи, лошади и гончие, садовники и шахтеры, сельские жители за работой и развлечениями - все это представлено гораздо меньшей акварельной версией фрески Эдварда Боудена "Сельская жизнь" для Британского фестиваля 1951 года. Фото: Higgins Bedford
Пабы и церкви, загородные дома и коттеджи, лошади и гончие, садовники и шахтеры, сельские жители за работой и развлечениями - все это представлено гораздо меньшей акварельной версией фрески Эдварда Боудена "Сельская жизнь" для Британского фестиваля 1951 года.
Фото: Higgins Bedford

Дальнейшие события частично восстановлены архивариусом Энн Чоу благодаря рассекреченным правительственным документам из Национального архива. В них отмечается, что «длительное хранение привело к ухудшению состояния работы». Что неудивительно: Министерство труда едва ли было подходящим местом для хранения произведений искусства. Более того, здание на Барри-роуд подлежало сносу в 1961 году.

В деле также записано, что казначейство тогда согласилось передать работу Боудена Беркширскому сельскохозяйственному колледжу, но при условии, что последний заплатит £3 за транспортировку панно. The Art Newspaper недавно связалась с колледжем, но там заявили, что ничего не знают о панелях (при высоте в 14 м их было бы трудно не заметить).

Возможно, «Сельская жизнь» так и не доехала до Беркшира. Боуден как-то написал, что его работа «попала в руки подрядчиков по сносу, которые продали ее танцевальному залу», добавив, что «Совет по делам искусств выкупил ее, но не знает, что с ней делать». В свою очередь, представитель совета заявил нашему изданию, что работа в их коллекции отсутствует. Есть вероятность, что панно просто уничтожили бульдозером вместе со зданием склада Министерства труда. 

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+