Расскажите, как создавался Музей криптографии и о чем в нем можно узнать.
Музей был сделан в рекордные для музеев такого уровня и масштаба сроки — всего за два с половиной года — от идеи до открытия. И для меня этот период ощущается как несколько жизней.
Нам хотелось сделать не просто музей о науке криптографии и смежных дисциплинах, но расширить эту тему, посмотреть на нее с разных сторон. Экспозиция рассказывает о том, как развивались технологии для передачи сообщений между людьми, что такое информация и как менялось отношение к ценности и защите информации на протяжении истории — у обычных людей и у разных государств. Коммуникация между людьми, развитие технологий коммуникации, идея о ценности информации как таковой заложены в фундамент концепции нашей экспозиции. Нарратив и драматургия играют в ней первостепенную роль, а предметы выступают иллюстрацией повествования.
Научно-технический Музей криптографии создан по инициативе АО «НПК „Криптонит“» в здании XIX века, бывшем Александро-Мариинском приюте для детей сельских священников. В 1918 году здесь организовали колонию для беспризорных, а в 1947 году открыли спецтюрьму, известную как «Марфинская шарашка». Заключенные специалисты работали над изучением «звуковидов», звукового спектра речи, по заданию советских спецслужб. С 1947 по 1950 год здесь отбывал наказание Александр Солженицын, опыт этих лет стал основой для его романа «В круге первом». Из реорганизованной в 1952 году научной лаборатории выросло НИИ автоматики, разрабатывавшее, кроме прочего, системы управления ядерным потенциалом страны, системы спутниковой и космической связи. Здание отреставрировано и реконструировано для нужд музея, в коллекции которого на сегодня уже 4 тыс. экспонатов.
Одна из задач музея — показать близость криптографии к повседневной жизни современных людей. Очень важно раскрыть эту тему с «человеческой» стороны, показать, что это не подвал с пыльной техникой (как некоторые, кстати говоря, представляют наш музей до того, как попадут к нам) и не только хардкор математика (хотя, конечно, и это тоже), но то, что окружает человека, его друзей, то, что влияет на ход истории сейчас и раньше.
Для меня работа над экспозицией Музея криптографии — это, вероятно, самый масштабный проект. И здесь, в силу междисциплинарности и моей некоторого рода творческой жадности, моя роль была несколько шире, чем обычно у кураторов в музейных экспозициях. Роль куратора была плотно переплетена с ролью креативного и арт-директора. И конечно, было большой удачей работать в той команде, которая собралась в этом проекте — а это довольно длинный список людей и приглашенных компаний, в том числе архитектурное бюро Planet9.
Окончила Российский государственный гуманитарный университет. Входила в состав художественной группы «Лето».
В 2007-м стала директором фото/видеоотдела портала Openspace.ru.
В 2008-м вместе с архитектором Кириллом Маркушиным основала и запустила в Центре дизайна Artplay международный фестиваль цифрового искусства и аудиовизуальных перформансов Plums Fest.
Курировала фестивали цифрового искусства и art & science, в том числе была приглашенным куратором и одновременно художником на фестивале искусства и технологий Ars Electronica в Линце.
С 2019 года занимается Музеем криптографии.
Номинант премии «Золотая маска».
Музей открылся в конце 2021 года и окончательно завершил построение постоянной экспозиции к концу 2022 года. В чем были главные сложности при создании экспозиции и чем она отличается от других научно-технологических музеев?
Когда меня пригласили разрабатывать концепцию, я не представляла себе, на что в действительности шла, насколько объемная предстояла работа. Очень часто музеи вырастают либо из существующей коллекции, либо как минимум из системного подхода к неким материалам. В нашем случае не было ни коллекции, ни единого универсального подхода к тематике, да и сама дисциплина — криптография — довольно сложная. На момент создания музея даже слово это вызывало непонимание у множества людей. Все эти факторы, несомненно, повлияли на подход. Хотелось рассказать о сложных вещах интересно, сделать экспозицию понятной, актуальной, увлекательной, научно отточенной, глубокой и легкой одновременно, философской и технической.
Одно из наиболее полемических и, как показала действительность, удачных решений, которое легло в основу драматургии экспозиции, — это решение перевернуть повествование в «обратную сторону». Мы даем посетителю, как в лабиринте Минотавра, разматывать клубок эволюции технологий коммуникации между людьми от современности, повседневной жизни человека и всего того, что окружает нас в современном цифровом мире, в глубь веков. Через телефон, радио, телеграф и электромеханические шифровальные машины в индустриальную эпоху — к домашинной эпохе (письму как основному способу коммуникации и полиалфавитному шифрованию), а затем и к древности — к моменту зарождения письменных систем.
Я всю жизнь занимаюсь цифровым искусством, и, конечно, экспозиция музея не могла обойтись без произведений искусства. Эта особенность экспозиции очень дорога моему сердцу, ведь именно взгляд художника, поэтическое, ироничное или философское наблюдение помогают расширить понимание проблематики, заглянуть за горизонт точной науки и увидеть нечто большее. В экспозиции произведения Арама Бартолла, Дмитрия Морозова (::vtol::) и других художников соседствуют с образовательными инсталляциями.
Расскажите о конференции Screenshot_2023, которая недавно прошла в музее.
25 и 26 марта в Музее криптографии состоялась междисциплинарная конференция «Screenshot_2023. Как интернет меняет общество», посвященная эволюции веба, цифровой среде и интернет-культуре. Это первое событие такого рода в нашем музее, и мы надеемся, что эта конференция наряду с другими публичными мероприятиями станет ежегодной площадкой для дискуссий, встреч и обсуждения актуальных тем, связанных с технологическими изменениями мира и общества. В самом названии Screenshot, которое мне видится очень удачным, заключена идея о миссии конференции: вместе с экспертами из разных дисциплин — технических и гуманитарных — в диалогах и дискуссиях мы попытались сделать моментальный снимок, зафиксировать ландшафт идей, которые в данный момент являются наиболее актуальными и обсуждаемыми в сфере веба и интернет-среде. Мы живем в эпоху, когда цифровые привычки проникают в реальность, дипфейки влияют на общественно-политические настроения, алгоритмы поисковиков задают нам рамку видения мира, а социальные сети конструируют под нас информационный поток.
В два дня мы вместили, помимо традиционных дискуссий, множество форматов: и кинопоказы, и мастер-классы, и выставку. Получился, скорее, даже фестиваль-конференция. И есть мечта, чтобы в какой-то момент она превратилась в подобие берлинского фестиваля Transmediale, но с ориентацией на более широкую публику.
Как быть с проникновением искусственного интеллекта в сферу творчества?
На самом деле идеи искусственного интеллекта (ИИ) не что-то новое, а прибегать к прототипам систем машинного обучения художники и музыканты начали еще в прошлом веке. Уже в далеком 1968 году британский художник и инженер Гарольд Коэн активно использовал собственное изобретение — машину AARON, которая автономно генерировала произведения искусства. Но сегодня скорость развития технологий машинного обучения и нейронных сетей действительно поражает. По сути, мы наблюдаем сейчас поворотный момент в истории искусства и культуры.
Во многом этой теме была посвящена лекция Льва Мановича, одного из ведущих исследователей цифровой культуры, под названием «Один миллиард Рембрандтов? ИИ, генеративные медиа и история искусства», которую он прочитал на нашей конференции.
За последние два года на основе машинного обучения было разработано множество новых инструментов: Midjourney, Stable Diffusion, DALL-E 2 и другие, которые позволяют любому человеку генерировать уникальные изображения, порой неотличимые от произведений великих художников прошлого. Искусство, созданное с помощью ИИ, продают на престижных аукционах Christie’s и Sotheby’s и выставляют в крупных музеях и галереях по всему миру, от нью-йоркского MoMA до Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
На конференции мы также обсуждали, как «кисть художника» эволюционирует в промпты (запросы для генерации картинок), новые этические дилеммы в сфере искусства в связи с развитием ИИ и как ChatGPT меняет правила игры, в особенности для тех, кто пишет код и тексты.
Какие проекты запланированы на лето?
На лето запланирована замечательная выставка для детей и их родителей «Мне нужно тебе кое-что сказать», куратором которой стала Катя Порутчик вместе с руководителем детских образовательных программ музея Ириной Ходыревой. А с 5 июня по 7 июля в музее будут проходить летние интенсивы. Это четыре тематические программы для участников в возрасте от 7 до 14 лет. Каждый интенсив рассчитан на пять дней, во время которых можно будет познакомиться с основами создания электронной музыки, технологиями, связанными с машинным обучением, нейросетями и искусственным интеллектом, а также начать обучение программированию.