18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Москва строилась не сразу, но иногда довольно быстро

Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10. Фото: UNK project
Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10.
Фото: UNK project
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Риск потеряться без гаджета в собственном городе даже для коренных москвичей растет от года к году. Новый архитектурный гид по Москве рассказывает о местах и объектах, где, даже заблудившись, можно получить эстетическое удовольствие

Трудно избавиться от давнего и, наверное, всеобщего ощущения, что вот уж в чем нет и не может быть недостатка, так это в путеводителях по Москве. Однако в случае с проектом берлинского издательства DOM Publishers речь идет, во-первых, о гиде сугубо архитектурном (а их существует гораздо меньше, чем кажется), а во-вторых — о гиде новейшем, то есть охватывающем еще и множество построек XXI века. Те же, что возведены были раньше, зачастую преподнесены в неожиданных ракурсах. Хотя да, исторические памятники Кремля подаются более или менее традиционно.

Петер Кнох. «Москва. Архитектурный путеводитель» / Под ред. Ф. Мойзера и А. Мартовицкой. Берлин: DOM Publishers, 2022. 560 с., ил
Петер Кнох. «Москва. Архитектурный путеводитель» / Под ред. Ф. Мойзера и А. Мартовицкой. Берлин: DOM Publishers, 2022. 560 с., ил

В совокупности под глянцевой золотой обложкой собраны описания и визуальные образы (не только фотографии, но порой и рисунки и чертежи) 550 архитектурных объектов разного времени. Иногда к ним примыкают даже такие, которых нет и никогда не было в реальности. Например, «горизонтальные небоскребы» Эль Лисицкого, не получившие материального воплощения. Еще больше места отведено неосуществленному проекту Дворца Советов. Казалось бы, странно для путеводителя вдруг фокусироваться на архитектурных фантомах, и тем не менее логика в этом есть. Как присутствует своя логика и в том, чтобы выделить в отдельную главку достопримечательности подмосковного Королева — единственного города вне столицы, рассмотренного в путеводителе.

Эти и другие сценарные ходы придуманы автором книги Петером Кнохом, немецким архитектором и публицистом. На протяжении двух последних десятилетий он подолгу жил в России и всю Москву исходил собственными ногами. Причем для изучения нередко выбирал локации, равно далекие и от туристических троп, и от аборигенских «правильных мест». Непредвзятость и любознательность автора явно пошли изданию на пользу. Хотя взгляд стороннего наблюдателя может иной раз и сбивать с толку. Когда видишь в оглавлении раздел под названием «Новая Москва», то не сразу догадываешься: речь тут не об административно-географическом понятии, а о наборе строений, возведенных в 1992–2011 годах, иначе говоря, при Лужкове и, соответственно, до появления на карте столицы двух округов с общей аббревиатурой ТиНАО. Впрочем, этот сбой мысленной оптики легко устранить за несколько секунд, потраченных на сопоставление семантики с хронологией.

Жилой комплекс «Грюнвальд». Фото: SPEECH
Жилой комплекс «Грюнвальд».
Фото: SPEECH

А в самом конце книги возникает Москва, которая новее даже той «новой», о чем уже безо всякой игры слов извещает название раздела «Архитектура после 2012 года». И выясняется, что знаковые объекты вроде парка «Зарядье», Музея современного искусства «Гараж» или бизнес-центра по проекту Захи Хадид — это лишь вершина айсберга. Счет идет на десятки объектов, многие из которых при ближайшем рассмотрении оказываются действительно интересными. Косвенным образом, кстати, эта новейшая архитектурная история сказывается и на представлении памятников прошлого. Вот дом Наркомфина, понятное дело, фигурирует там, где ему и положено, — на страницах, посвященных авангарду, но его прежний облик сравнивается с видом 2020 года, обретенным после реставрации.

Музей современного искусства «Гараж». Фото: Алексей Народницкий
Музей современного искусства «Гараж».
Фото: Алексей Народницкий

«Путеводитель по Москве сегодня становится практически новостным изданием, которое должно регулярно обновляться», — сказал на презентации книги Сергей Кузнецов, главный архитектор города. Издательство DOM Publishers к очередным обновлениям вроде бы готово, но пока сосредоточено на продвижении именно этого проекта, который заявлен как интернациональный. Русскоязычная версия путеводителя — это перевод с немецкого, но не всегда буквальный: редакторами Анной Мартовицкой и Филиппом Мойзером в него внесены изменения и добавления. Исходный вариант вышел еще в 2019 году, так что требовалась некоторая актуализация, причем в части не только новостроек, но и недавних утрат.

Книга существует только на бумаге, однако мощный справочный аппарат позволяет находить и узнавать все нужное без помощи курсора. К тому же упоминания объектов сопровождены QR-кодами, которые при считывании смартфоном указывают местоположение на карте.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+