18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Москва строилась не сразу, но иногда довольно быстро

Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10. Фото: UNK project
Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10.
Фото: UNK project
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Риск потеряться без гаджета в собственном городе даже для коренных москвичей растет от года к году. Новый архитектурный гид по Москве рассказывает о местах и объектах, где, даже заблудившись, можно получить эстетическое удовольствие

Трудно избавиться от давнего и, наверное, всеобщего ощущения, что вот уж в чем нет и не может быть недостатка, так это в путеводителях по Москве. Однако в случае с проектом берлинского издательства DOM Publishers речь идет, во-первых, о гиде сугубо архитектурном (а их существует гораздо меньше, чем кажется), а во-вторых — о гиде новейшем, то есть охватывающем еще и множество построек XXI века. Те же, что возведены были раньше, зачастую преподнесены в неожиданных ракурсах. Хотя да, исторические памятники Кремля подаются более или менее традиционно.

Петер Кнох. «Москва. Архитектурный путеводитель» / Под ред. Ф. Мойзера и А. Мартовицкой. Берлин: DOM Publishers, 2022. 560 с., ил
Петер Кнох. «Москва. Архитектурный путеводитель» / Под ред. Ф. Мойзера и А. Мартовицкой. Берлин: DOM Publishers, 2022. 560 с., ил

В совокупности под глянцевой золотой обложкой собраны описания и визуальные образы (не только фотографии, но порой и рисунки и чертежи) 550 архитектурных объектов разного времени. Иногда к ним примыкают даже такие, которых нет и никогда не было в реальности. Например, «горизонтальные небоскребы» Эль Лисицкого, не получившие материального воплощения. Еще больше места отведено неосуществленному проекту Дворца Советов. Казалось бы, странно для путеводителя вдруг фокусироваться на архитектурных фантомах, и тем не менее логика в этом есть. Как присутствует своя логика и в том, чтобы выделить в отдельную главку достопримечательности подмосковного Королева — единственного города вне столицы, рассмотренного в путеводителе.

Эти и другие сценарные ходы придуманы автором книги Петером Кнохом, немецким архитектором и публицистом. На протяжении двух последних десятилетий он подолгу жил в России и всю Москву исходил собственными ногами. Причем для изучения нередко выбирал локации, равно далекие и от туристических троп, и от аборигенских «правильных мест». Непредвзятость и любознательность автора явно пошли изданию на пользу. Хотя взгляд стороннего наблюдателя может иной раз и сбивать с толку. Когда видишь в оглавлении раздел под названием «Новая Москва», то не сразу догадываешься: речь тут не об административно-географическом понятии, а о наборе строений, возведенных в 1992–2011 годах, иначе говоря, при Лужкове и, соответственно, до появления на карте столицы двух округов с общей аббревиатурой ТиНАО. Впрочем, этот сбой мысленной оптики легко устранить за несколько секунд, потраченных на сопоставление семантики с хронологией.

Жилой комплекс «Грюнвальд». Фото: SPEECH
Жилой комплекс «Грюнвальд».
Фото: SPEECH

А в самом конце книги возникает Москва, которая новее даже той «новой», о чем уже безо всякой игры слов извещает название раздела «Архитектура после 2012 года». И выясняется, что знаковые объекты вроде парка «Зарядье», Музея современного искусства «Гараж» или бизнес-центра по проекту Захи Хадид — это лишь вершина айсберга. Счет идет на десятки объектов, многие из которых при ближайшем рассмотрении оказываются действительно интересными. Косвенным образом, кстати, эта новейшая архитектурная история сказывается и на представлении памятников прошлого. Вот дом Наркомфина, понятное дело, фигурирует там, где ему и положено, — на страницах, посвященных авангарду, но его прежний облик сравнивается с видом 2020 года, обретенным после реставрации.

Музей современного искусства «Гараж». Фото: Алексей Народницкий
Музей современного искусства «Гараж».
Фото: Алексей Народницкий

«Путеводитель по Москве сегодня становится практически новостным изданием, которое должно регулярно обновляться», — сказал на презентации книги Сергей Кузнецов, главный архитектор города. Издательство DOM Publishers к очередным обновлениям вроде бы готово, но пока сосредоточено на продвижении именно этого проекта, который заявлен как интернациональный. Русскоязычная версия путеводителя — это перевод с немецкого, но не всегда буквальный: редакторами Анной Мартовицкой и Филиппом Мойзером в него внесены изменения и добавления. Исходный вариант вышел еще в 2019 году, так что требовалась некоторая актуализация, причем в части не только новостроек, но и недавних утрат.

Книга существует только на бумаге, однако мощный справочный аппарат позволяет находить и узнавать все нужное без помощи курсора. К тому же упоминания объектов сопровождены QR-кодами, которые при считывании смартфоном указывают местоположение на карте.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+