18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Сокровищница датского короля Кристиана IV: скандинавский ренессанс в Кремле

Сосуд «Орел». Нюрнберг. 1595. Фото: Музеи Московского Кремля
Сосуд «Орел». Нюрнберг. 1595.
Фото: Музеи Московского Кремля
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Выставка к 530-летию установления дипломатических отношений между Россией и Данией стала возможной благодаря тому, что в фондах Музеев Кремля имеется целая коллекция произведений, связанная с датским монархом

В Музеях Московского Кремля решили вспомнить (к 530-летию установления дипломатических отношений между Россией и Данией) датского короля, современника сразу нескольких русских государей, от Федора Иоанновича до Алексея Михайловича (Кристиан IV провел на троне почти 60 лет, с 1588 по 1648 год). В наше время, когда международные выставочные связи обрублены, такой проект стал возможным благодаря тому, что в фондах музея имеется целая коллекция произведений, связанная с этим монархом.

Еще в 1628 году царь Михаил Федорович приобрел в Архангельске 106 предметов немецкого художественного серебра, принадлежавших датскому коллеге. Обстоятельства этой покупки, указывают историки, до конца не ясны. Возможно, Кристиан IV продал роскошные серебряные изделия русским, чтобы покрыть военные расходы. На выставке покажут вещи, которые были поднесены 19-летнему монарху по случаю его коронации в 1596 году. Это кубок-орел от дворян острова Эзель, кубок с навершием в виде солдата-копейщика от капитула собора города Лунд, кубок с грифоном от горожан Мальмё и исполинский кубок с античным героем Актеоном на крышке от жителей города Вильстермарш. Вообще, этого датского серебра в Оружейной палате так много, что в небольшое выставочное пространство в Парадном вестибюле Оружейной палаты вынесут отнюдь не все — часть предметов так и останется в постоянной экспозиции.

Ян Мюллер. «Парадный портрет Кристиана IV».  Гравюра на меди по живописному оригиналу Питера Исаакса. 1625. Фото: Музеи Московского Кремля
Ян Мюллер. «Парадный портрет Кристиана IV». Гравюра на меди по живописному оригиналу Питера Исаакса. 1625.
Фото: Музеи Московского Кремля

На выставке также покажут гравированный портрет короля Кристиана IV, выполненный Яном Мюллером в 1625 году в Нидерландах с живописного оригинала Питера Исаакса, а также гравюру с оригинала Карела ван Мандера III 1640-х. Об отце короля Фредерике II расскажет ряд редкостей, в том числе экземпляр «Истории датских деяний, свершенных при Фредерике II» 1593 года с раскрашенными гравюрами, а также монета 1572 года с его профилем.

Впервые экспонируются две уникальные датские кружки из белой глины того же времени. Любопытно, каким путем они попали в нашу казну и насколько ценным считался этот материал в дофарфоровую эпоху.

Не остался без внимания и «замок Гамлета», суровый Кронборг, чей облик устоялся именно при Кристиане IV, а также другая резиденция его династии — Фредериксборг. Его вид открывается на картине представителя датского золотого века Андерса Кристиана Лунде. А маленькая копия Кронборга украшает громадную серебряную гору-курильницу, попавшую на стол русских царей неизвестно когда и как, но точно до 1632 года.

Покажут и дипломатические дары: Кристиан плотно общался с русскими государями и чуть было не породнился с Борисом Годуновым, который сосватал дочь Ксению за его брата. Тот уже совсем приехал венчаться, но не успел — умер в Москве в 1602 году от неназванной болезни. Об этой помолвке напоминают золотой перстень с крупным сапфиром, выполненный западноевропейскими мастерами в конце XVI века и, согласно легенде, принадлежавший царевне Ксении, а также три пуговицы конца XVI — XVII века, предположительно изготовленные в Дании.

Гора-курильница. Гамбург (?). До 1632. Фото: Музеи Московского Кремля
Гора-курильница. Гамбург (?). До 1632.
Фото: Музеи Московского Кремля

«Выследить» дары Кристиана достаточно просто: по традиции они помечены монограммой дарителя. Это двойной ренессансный кубок аугсбургской работы (1560), а также кувшин и блюдо лондонских мастеров поздней Елизаветинской эпохи (1594–1595). Все три предмета были привезены посольством в 1622 году. Впервые демонстрируется чалдар из красного итальянского бархата с аппликациями из золотых и серебряных нитей в виде монограммы Кристиана IV. Чалдар — это конский убор, причем явно в восточном стиле. Откуда же он у датчан? Все просто: Кристиан подарил Михаилу Федоровичу обычную попону, которую потом перешили по нашей моде. Среди подношений есть и пара изящно декорированных аркебуз немецкой работы первой половины XVII века. Еще одним подарком посольства был нюрнбергский кубок с чашей из раковины наутилуса и ножкой в виде фигуры Геркулеса, сражающегося с Гидрой. Крышку кубка венчают фигурки двух героев античной мифологии: прикованная к скале Андромеда и приближающийся к ней на крылатом коне Персей. Западного столового серебра в Оружейной палате очень много (в новом здании под него обещают отвести целый зал), и выставка позволит хоть как-то начать разбираться в этом сверкающем море роскоши.  

Музеи Московского Кремля
«Сокровищница датского короля Кристиана IV»
19 мая – 16 августа

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+