18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сокровищница датского короля Кристиана IV: скандинавский ренессанс в Кремле

Сосуд «Орел». Нюрнберг. 1595. Фото: Музеи Московского Кремля
Сосуд «Орел». Нюрнберг. 1595.
Фото: Музеи Московского Кремля
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Выставка к 530-летию установления дипломатических отношений между Россией и Данией стала возможной благодаря тому, что в фондах Музеев Кремля имеется целая коллекция произведений, связанная с датским монархом

В Музеях Московского Кремля решили вспомнить (к 530-летию установления дипломатических отношений между Россией и Данией) датского короля, современника сразу нескольких русских государей, от Федора Иоанновича до Алексея Михайловича (Кристиан IV провел на троне почти 60 лет, с 1588 по 1648 год). В наше время, когда международные выставочные связи обрублены, такой проект стал возможным благодаря тому, что в фондах музея имеется целая коллекция произведений, связанная с этим монархом.

Еще в 1628 году царь Михаил Федорович приобрел в Архангельске 106 предметов немецкого художественного серебра, принадлежавших датскому коллеге. Обстоятельства этой покупки, указывают историки, до конца не ясны. Возможно, Кристиан IV продал роскошные серебряные изделия русским, чтобы покрыть военные расходы. На выставке покажут вещи, которые были поднесены 19-летнему монарху по случаю его коронации в 1596 году. Это кубок-орел от дворян острова Эзель, кубок с навершием в виде солдата-копейщика от капитула собора города Лунд, кубок с грифоном от горожан Мальмё и исполинский кубок с античным героем Актеоном на крышке от жителей города Вильстермарш. Вообще, этого датского серебра в Оружейной палате так много, что в небольшое выставочное пространство в Парадном вестибюле Оружейной палаты вынесут отнюдь не все — часть предметов так и останется в постоянной экспозиции.

Ян Мюллер. «Парадный портрет Кристиана IV».  Гравюра на меди по живописному оригиналу Питера Исаакса. 1625. Фото: Музеи Московского Кремля
Ян Мюллер. «Парадный портрет Кристиана IV». Гравюра на меди по живописному оригиналу Питера Исаакса. 1625.
Фото: Музеи Московского Кремля

На выставке также покажут гравированный портрет короля Кристиана IV, выполненный Яном Мюллером в 1625 году в Нидерландах с живописного оригинала Питера Исаакса, а также гравюру с оригинала Карела ван Мандера III 1640-х. Об отце короля Фредерике II расскажет ряд редкостей, в том числе экземпляр «Истории датских деяний, свершенных при Фредерике II» 1593 года с раскрашенными гравюрами, а также монета 1572 года с его профилем.

Впервые экспонируются две уникальные датские кружки из белой глины того же времени. Любопытно, каким путем они попали в нашу казну и насколько ценным считался этот материал в дофарфоровую эпоху.

Не остался без внимания и «замок Гамлета», суровый Кронборг, чей облик устоялся именно при Кристиане IV, а также другая резиденция его династии — Фредериксборг. Его вид открывается на картине представителя датского золотого века Андерса Кристиана Лунде. А маленькая копия Кронборга украшает громадную серебряную гору-курильницу, попавшую на стол русских царей неизвестно когда и как, но точно до 1632 года.

Покажут и дипломатические дары: Кристиан плотно общался с русскими государями и чуть было не породнился с Борисом Годуновым, который сосватал дочь Ксению за его брата. Тот уже совсем приехал венчаться, но не успел — умер в Москве в 1602 году от неназванной болезни. Об этой помолвке напоминают золотой перстень с крупным сапфиром, выполненный западноевропейскими мастерами в конце XVI века и, согласно легенде, принадлежавший царевне Ксении, а также три пуговицы конца XVI — XVII века, предположительно изготовленные в Дании.

Гора-курильница. Гамбург (?). До 1632. Фото: Музеи Московского Кремля
Гора-курильница. Гамбург (?). До 1632.
Фото: Музеи Московского Кремля

«Выследить» дары Кристиана достаточно просто: по традиции они помечены монограммой дарителя. Это двойной ренессансный кубок аугсбургской работы (1560), а также кувшин и блюдо лондонских мастеров поздней Елизаветинской эпохи (1594–1595). Все три предмета были привезены посольством в 1622 году. Впервые демонстрируется чалдар из красного итальянского бархата с аппликациями из золотых и серебряных нитей в виде монограммы Кристиана IV. Чалдар — это конский убор, причем явно в восточном стиле. Откуда же он у датчан? Все просто: Кристиан подарил Михаилу Федоровичу обычную попону, которую потом перешили по нашей моде. Среди подношений есть и пара изящно декорированных аркебуз немецкой работы первой половины XVII века. Еще одним подарком посольства был нюрнбергский кубок с чашей из раковины наутилуса и ножкой в виде фигуры Геркулеса, сражающегося с Гидрой. Крышку кубка венчают фигурки двух героев античной мифологии: прикованная к скале Андромеда и приближающийся к ней на крылатом коне Персей. Западного столового серебра в Оружейной палате очень много (в новом здании под него обещают отвести целый зал), и выставка позволит хоть как-то начать разбираться в этом сверкающем море роскоши.  

Музеи Московского Кремля
«Сокровищница датского короля Кристиана IV»
19 мая – 16 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+