18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мерет Оппенгейм: земную жизнь пройдя до половины

Мерет Оппенгейм. «The Night, Its Volume and What Endangers It (La nuit, son volume et ce qui lui est dangereux)». 1934. Фрагмент. Фото: The Menil Collection, Houston/ARS, New York/Pro Litteris, Zurich
Мерет Оппенгейм. «The Night, Its Volume and What Endangers It (La nuit, son volume et ce qui lui est dangereux)». 1934. Фрагмент.
Фото: The Menil Collection, Houston/ARS, New York/Pro Litteris, Zurich
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Автобиографический альбом знаменитой сюрреалистки, который можно назвать «антибиографией», датирован 1943 годом, хотя в реальности создавался позднее. И это не единственная загадка рукописи, изданной сейчас факсимильно и подробно прокомментированной

Изучение записей Мерет Оппенгейм (1913–1985) в ее Mein Album/My Album порой напоминает заглядывание в окна проносящегося мимо поезда: это яркие проблески разрозненных сценок, каждая из которых могла бы породить отдельный сюжет. Но даже когда в поле зрения оказываются ее друзья-художники, знаменитые и не очень: Макс Эрнст, Леонор Фини, Альберто Джакометти, Майо (Антуан Мальяракис), Ирен Цуркинден, — «Мой альбом» все же не позволяет читателю заступать за некоторые границы частной жизни.

Meret Oppenheim. «Mein Album/My Album: The Autobiographical Album from Childhood until 1943 and a Handwritten Biography» / Lisa Wenger, Martina Corgnati, eds. Scheideger & Spiess. 328 с.: 179 ил. £42, €50. На английском языке
Meret Oppenheim. «Mein Album/My Album: The Autobiographical Album from Childhood until 1943 and a Handwritten Biography» / Lisa Wenger, Martina Corgnati, eds. Scheideger & Spiess. 328 с.: 179 ил. £42, €50. На английском языке

Редакторы Лиза Венгер и Мартина Корньяти называют это собрание рисунков и фотографий «дневником, гезамткунстверком, фрагментарной автобиографией или, возможно, „антибиографией“, произведением искусства, созданным художницей, у которой были непростые отношения со временем и, в частности, со своей собственной историей». Они выпустили книгу тихой красоты, расположив факсимильное воспроизведение скромной тетради Оппенгейм на цветных страницах, которые содержат немецкие транскрипции и их английские переводы.

Надпись на обложке оригинального альбома указывает на первые 30 лет жизни художницы: Von der Kinderheit bis 1943 («С детства до 1943 года»). Хотя в действительности составлен он был в марте 1958-го, через 15 лет после окончания упомянутого периода и в последний год жизни ее матери. Существует предположение, что более ранняя версия была уничтожена в процессе авторской компиляции. Финальный вариант «Альбома» таит в себе связь между вдохновением детства, профессиональной зрелостью 1930–1940-х годов и взглядом в прошлое из конца 1950-х.

Мерет Оппенгейм. «Каменная женщина». 1938. Фрагмент. Фото: Scheidegger & Spiess
Мерет Оппенгейм. «Каменная женщина». 1938. Фрагмент.
Фото: Scheidegger & Spiess

Все эти флешбэки так или иначе относятся к раннему периоду творчества Мерет Оппенгейм — начиная с семейной жизни в Южной Германии и Швейцарии. Благодатной почвой для нее послужило то, что она вместе с братьями и сестрами жила — по словам процитированного ею коллеги-художника Ханса Рихтера — в доме, который «выглядел так, будто при нем 12 слуг, но все функционирует в соответствии с правилами анархизма».

Плененная в середине 1930-х парижским сюрреализмом, Мерет Оппенгейм впоследствии испытывала к нему двойственное отношение. Тем не менее первое признание она получила благодаря работам наподобие «Головы утопленника, 3-е состояние» (1933), сделанной из дерева и засахаренного миндаля, а громкую славу ей принес «Объект» (1936), который Андре Бретон переименовал в «Обед в мехах». Позднее Оппенгейм вставила в свой альбом письмо Альфреда Гамильтона Барра-младшего, где тот благодарит ее за продажу обитого мехом чайного мини-сервиза Музею современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. В определенном смысле эта ее работа затмила все последующие.

Мерет Оппенгейм. «Сон белой черепахи с подковами на ногах». 1975. Фрагмент. Фото: Scheidegger & Spiess
Мерет Оппенгейм. «Сон белой черепахи с подковами на ногах». 1975. Фрагмент.
Фото: Scheidegger & Spiess

Нарастающие с конца 1930-х сомнения Оппенгейм в правильности выбранного пути совпали с приближением Второй мировой войны. Искусственная веселость снимков из нейтральной Швейцарии начала 1940-х годов контрастирует с загадочной и фантасмагорической картиной 1943 года «Война и мир». Чек о продаже этого произведения Оппенгейм приклеила на последнюю страницу альбома и добавила фразу: «С 1954 года живопись снова стала возможна», тем самым признав задним числом десятилетний творческий кризис.

Mein Album/My Album — пронзительная книга, в которой чувствительность главной героини трактована и преподнесена очень достойно. Переложенный на английский язык, этот своеобразный художественный дневник, особенно в сочетании с недавней ретроспективой «Мерет Оппенгейм. Моя выставка» в MoMA, наверняка будет способствовать пересмотру ее роли и значения на международном уровне. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+