Какими только эпитетами не награждали современники этот уникальный интерьер Екатерининского дворца. Комнату называли восьмым чудом света, Александр Бенуа писал, что «Янтарная комната — одна из главных достопримечательностей фантастического Царскосельского дворца». Тайна ее исчезновения до сих пор вдохновляет искателей сокровищ, но главное свое приключение — удивительное возрождение на прежнем месте и в прежнем блеске — Янтарная комната уже пережила: в 2003 году она после воссоздания была представлена публике. Сейчас в «Царском Селе» отмечают эту дату, к которой подготовлена выставка, виртуальная копия комнаты и даже придумано специальное пирожное.
История появления на свет шедевра резьбы по янтарю начинается в Пруссии: в 1701 году прусский король Фридрих I при коронации получил в подарок две янтарные рамы работы мастеров из Данцига конца XVII века (они до 1941 года входили в убранство Янтарной комнаты в Екатерининском дворце). По мнению некоторых исследователей, именно эти рамы навели Шарлотту, жену Фридриха I, на мысль создать интерьер из янтаря. Руководил работой Иоганн Фридрих Эозандер фон Гёте, любимый архитектор королевы. После смерти жены в 1705 году Фридрих прекратил работу, а позже решил создать янтарную галерею в Ораниенбурге, на родине своей матери. Вероятно, именно там в 1712 и 1713 годах Петр I мог видеть янтарные интерьеры, которые произвели на него сильное впечатление.
В 1713 году Фридрих I умирает, его сын Фридрих Вильгельм I переносит янтарные панели в один из своих дворцов в Берлине и создает там первый янтарный кабинет, который в 1717 году и получает в подарок Петр I. В России ящики с янтарными панелями несколько лет хранились сначала в Меншиковском дворце, потом в одном из зданий в Летнем саду. И только в 1743 году императрица Елизавета повелела установить «по наилучшему искусству Янтарный кабинет» в одном из покоев третьего Зимнего дворца. В 1750 году она затеяла строительство новой резиденции в Царском Селе, и архитектор Бартоломео Франческо Растрелли перенес Янтарный кабинет туда.
Отведенная ему зала оказалась гораздо просторнее первоначального кабинета — ее площадь 96 кв. м, потолки почти восьмиметровой высоты. Чтобы заполнить интерьер, Растрелли оставляет одну стену свободной от янтаря (с окнами на парадный партер перед дворцом), верхний и нижний фризы остальных трех стен делает живописными, имитируя янтарную мозаику. Пилястры между янтарными панелями архитектор оформляет высокими и узкими зеркалами.
В 1755 году в комнате появляются четыре флорентийские каменные мозаики, подаренные Елизавете тогдашней королевой Богемии Марией Терезией. Чтобы разместить их в интерьере, из янтарных рам удаляют зеркала, а оставшееся свободное место заполняют узорами из янтаря. Позже, по распоряжению Екатерины II, нижний фриз по трем стенам будет тоже сделан из янтаря.
Фактически, по оценкам специалистов, площадь янтарной мозаики, выполненной уже русскими мастерами, к этому моменту увеличивается почти до 20% по отношению к работе европейских мастеров. В XIX веке в оформлении комнаты появятся разнообразные поделки из янтаря, которые собирали все российские императоры. В таком виде Янтарная комната дожила до 1941 года, и именно этот интерьер был воссоздан мастерами 20 лет назад.
Янтарь — очень хрупкий и недолговечный материал: детали часто отваливались от дубовых панелей стен и разбивались об пол, их приходилось заменять. Первая реставрация комнаты состоялась еще в 1830 году — к ней привлекли русских и европейских мастеров. В конце XIX века реставрацию проводили мастера Петербургской гранильной фабрики, но эта работа не была закончена. Следующую реставрацию наметили на 1914 год, но началась Первая мировая война.
Очередную реставрацию специалисты запланировали на лето 1941 года. Город Пушкин (Царское Село) был оккупирован уже 17 сентября 1941 года, немецкая армия ушла из него только в январе 1944-го. За эти годы нацисты полностью разграбили бывшую царскую резиденцию, Янтарную комнату вывезли в Кёнигсберг, который позже был полностью разрушен во время наступления Советской армии. Дальнейшая ее судьба неизвестна до сих пор: советским специалистам удалось обнаружить в ходе длительных поисков лишь несколько оплавленных фрагментов янтарного декора и детали дверей. Десятки любителей приключений до сих пор ищут янтарное сокровище по всему миру.
Видный советский и российский архитектор и реставратор Александр Кедринский, основоположник петербургской школы реставраторов, автор проекта воссоздания Янтарной комнаты, много лет добивался ее восстановления. И только в 1979 году Совет Министров РСФСР принял решение о возвращении в Екатерининский дворец его главного сокровища.
«Уже после окончания реставрации нам нередко приходилось слышать от посетителей Янтарной комнаты: это китч, безвкусица! — говорит Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село». — Так говорить могут только неграмотные люди: Берлин в начале XVIII века — один из самых авторитетных европейских центров искусства, здесь в 1700 году открывается третья академия художеств после Рима и Парижа, расцветают мануфактуры и ремесла. И все это отразилось в интерьерах Янтарной комнаты. Недаром Александр Бенуа писал о неподражаемом вкусе декораторов времен Елизаветы, о великолепном, сказочном ансамбле этой залы».
Путь от решения о воссоздании до реализации замысла оказался долгим и извилистым. В распоряжении специалистов были лишь черно-белые фотографии, цветной автохром 1917 года, фиксационная акварель и около 60 мелких кусочков янтаря, осыпавшихся с дубовых панелей на протяжении десятилетий. Как выглядели самые мелкие детали декора и тем более какого оттенка были эти элементы, не мог сказать никто. К тому же в Советском Союзе не существовало школы янтарного дела. Были ювелиры, делавшие из янтаря поделки и украшения, но бусы или мундштуки — это одно, а вот покрыть тончайшей многофигурной резьбой несколько десятков квадратных метров стен и сделать так, чтобы янтарь не осыпался и не терял свои свойства, — такую задачу прежде никто перед собой даже не ставил.
Целый год привлеченные ювелиры разрабатывали методики и уже на ходу учились особым образом затачивать инструменты, чтобы янтарь не кололся, резать его под микроскопом, обходить опасные пузырьки воздуха, из-за которых янтарь давал трещину. По заказу специального научно-производственного объединения «Реставратор» ученые-химики Технологического института провели исследование на тему, как термическая обработка влияет на получение разных оттенков янтаря.
В 1981 году на базе НПО «Реставратор» была создана янтарная мастерская, которую возглавил Александр Журавлев. Под его руководством мастера начали воссоздавать первые янтарные панно, работа продолжалась почти 20 лет. На финальном этапе работ огромную финансовую поддержку оказала немецкая компания Ruhrgas.
В 1984 году в Царскосельскую янтарную мастерскую пришел камнерез Борис Игдалов (с 1997 года он ее возглавляет).
«Перед нами стояла задача воссоздать четыре флорентийские мозаики, пропавшие вместе с янтарными панелями, хотя в нашем распоряжении были только черно-белые фотографии, — рассказал Борис Игдалов. — Мы обратились за помощью к итальянцам, в мастерскую, где когда-то были изготовлены эти мозаики, и они дали нам хорошие цветные фотографии с живописных оригиналов. Но с камнем возникли проблемы: изначально мозаики делали из разноцветных маремских кремниев (Маремма — историческая область Тосканы), а нам пришлось не один год искать подходящие камни по всей стране».
В 1997 году случился сюрприз: в Германии обнаружили одну из пропавших царскосельских мозаик — «Аллегорию осязания и обоняния». К этому времени именно эту композицию уже воссоздали мастера бригады Игдалова. Теперь обе работы можно увидеть и сравнить оригинал и копию. В конце мая 2003 года в Екатерининском дворце состоялось торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты. Теперь, к юбилею, зрители могут увидеть ее не только при посещении дворца, но и в цифровом пространстве — при поддержке ПАО «Газпром» ее точная интерактивная модель создана в формате виртуальной реальности.
VR-версия Янтарной комнаты — точная интерактивная модель всемирно известного интерьера Екатерининского дворца в формате виртуальной реальности. Проект создан при поддержке ПАО «Газпром». Разработчиком контента выступила компания Stereoforma.
Специальное оборудование позволяет рассмотреть интерьер Янтарной комнаты в мельчайших деталях, приблизить элементы отделки, изучить флорентийские мозаики и резьбу. В виртуальном пространстве экспонаты можно трогать руками и рассматривать, а также знакомиться с историей интерьера, техниками и материалами.
Существование виртуальной копии Янтарной комнаты дало новые возможности жителям других регионов России. В мае 2022 года при поддержке Министерства культуры РФ в составе выставки «Петр I. Начало янтарного пути» (организатор — ГМЗ «Царское Село») шлемы виртуальной реальности, оснащенные контентом проекта, отправились в тур по городам России — в Калининград (Морской выставочный центр Музея Мирового океана в Светлогорске), Воронеж (Историко-культурный центр «Дворцовый комплекс Ольденбургских») и Псков (Псковский музей-заповедник). За три месяца работы эту выставку посетили почти 13 тыс. человек. В будущем VR-версию Янтарной комнаты увидят жители отдаленных регионов России и зарубежья.
На небольшой выставке, открытой в янтарном интерьере, зрители могут увидеть довоенную флорентийскую мозаику «Аллегория осязания и обоняния», найденную в Германии и переданную в дар «Царскому Селу» в 2000 году, сравнить ее с работой специалистов Царскосельской янтарной мастерской и узнать об истории ее создания, похищения и возвращения в родные дворцовые стены. Идею пирожного «Янтарная комната» придумали сотрудники пресс-службы ГМЗ, а воплотили кондитеры кафе «Волконский».
Сотрудники ГМЗ «Царское Село» не теряют веры, что оригинальная комната когда-нибудь найдется. «Подлинник пока не найден, но мы по-прежнему верим, что она не пропала бесследно, — считает Ираида Ботт. — Остается надежда, что хотя бы немецкую, прусскую часть этой великолепной композиции спрятали в другом месте. Такие масштабные и выдающиеся произведения искусства просто так не пропадают!»