18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Через рецессию к революции: удастся ли повторить?

Лондонский зал Sotheby’s, 1986 год.  До конца десятилетия рынку предстояло испытать резкий рост цен на произведения искусства. Фото: Marc DEVILLE/Gamma-Rapho/Getty Images
Лондонский зал Sotheby’s, 1986 год. До конца десятилетия рынку предстояло испытать резкий рост цен на произведения искусства.
Фото: Marc DEVILLE/Gamma-Rapho/Getty Images
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В 1970–1980-х годах экономический спад стимулировал арт-рынок и вызвал рост цен. Повторится ли тот же эффект теперь? Покупатели искусства пока выглядят скорее напуганными, чем воодушевленными

Согласно прогнозам, осенью этого года в Великобритании и США ожидается снижение инфляции. Но если ее последствия для рядового потребителя очевидны, то для арт-рынка — не совсем. Эйфория, которую аукционисты и дилеры испытали на фоне рекордной распродажи коллекции Пола Аллена в ноябре прошлого года, сменяется тревожным предчувствием надвигающегося спада. Предсказывать будущее мы не беремся, однако стоит обратить внимание на прошлое — когда рынок искусства начал обретать очертания, в которых он существует сегодня.

В 1974 году инфляция в США достигла уровня 11,05%, затем немного снизилась, чтобы вновь вырасти в 1979-м до 11,25%. Наконец в 1980-м она достигла максимума в 13,55%. Но сектор искусства обычно запаздывает, и арт-рынок отреагировал на эти скачки не сразу. Согласно индексу Мея — Мозеса, цены на искусство оставались сравнительно стабильными с середины 1950-х до середины 1970-х. Затем начался рост, сперва постепенный, а где-то с 1987-го по 1989-й — резкий. Возьмем для примера акварели Эгона Шиле. В 1972 году одна его превосходная акварель ушла за $26 тыс. Шесть лет спустя работа такого же уровня была продана уже за $120 тыс. К 1989 году максимальная цена перевалила за $400 тыс.

Инфляция 1970-х стимулировала арт-рынок, создавая иллюзию больших прибылей, чем было в реальности. Произведения искусства начали рассматривать (заслуженно или нет) в качестве надежного и прибыльного актива. Неслучайно максимально высокие цены на искусство в 1980-х были зафиксированы после падения фондовой биржи в 1987 году. К этому времени на аукционы, которые в целом были территорией дилеров, пришли розничные клиенты. Аукционные результаты начали воспринимать как еще один индикатор состояния рынка наподобие фондовых индексов. Christie’s и Sotheby’s создали глобальный арт-рынок «голубых фишек», используя свой финансовый потенциал. Галеристы, которые раньше обслуживали в основном местных клиентов, ответили на это развитием сети международных художественных ярмарок.

В 1980-х произошла фундаментальная перестройка экономик США и Великобритании вследствие нео-либеральной политики Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер: налоговые послабления плюс дерегулирование экономики и снижение госфинансирования программ социального обеспечения. Инфляцию обуздали с помощью временного повышения процентных ставок, после чего она держалась на уровне от 2 до 3% в год. Цены на большинство потребительских товаров оставались стабильными или даже условно снизились за счет импорта из стран с более дешевой рабочей силой. Однако на фоне накопления все больших богатств высшими слоями общества другие активы резко подорожали: акции, предметы роскоши, яхты, элитная недвижимость и, конечно, искусство. На разросшемся рынке искусства появилось множество новых рабочих мест для обслуживающего эту индустрию персонала: арт-консультанты, кураторы, дилеры, галерейные ассистенты, логисты, багетчики, реставраторы, хендлеры, упаковщики, перевозчики, сотрудники хранилищ, страховые агенты, таможенные брокеры и так далее. Совокупное влияние системной инфляции и инфляции цен на активы поддерживало арт-рынок на протяжении более 40 лет.

Если нынешняя инфляционная спираль продолжит раскручиваться (а согласно новейшим прогнозам, не факт, что это произойдет), цены на искусство могут в конечном итоге закрепиться на высоком уровне, как произошло в 1980-е. Однако пока что многие коллекционеры, напуганные экономической и политической неопределенностью, либо покупают менее дорогие произведения, либо не покупают вовсе. Чем дольше продержится эта тенденция, тем выше вероятность, что она обвалит хрупкую конструкцию арт-рынка, которая имеет центр тяжести в верхней части и поддерживается за счет тончайшей прослойки сверхбогатых коллекционеров и обслуживающих ее аукционных домов и мегадилеров. Параллельно мы все чаще видим стремление разных игроков преодолеть сложившуюся связку принципа «голубых фишек» и социально-экономического неравенства, чтобы создать более инклюзивный культурный нарратив. Результатом может стать полный пересмотр относительных ценностей в сфере искусства. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+