18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Анатомия искусства вместе с искусством анатомии вызывают очередные вопросы

Экспозиция Лондонского музея хирургии. Фото: Лондонский музей хирургии
Экспозиция Лондонского музея хирургии.
Фото: Лондонский музей хирургии
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

После пятилетней реконструкции вновь открылся Лондонский музей хирургии. Это событие всколыхнуло и без того непрекращающуюся дискуссию о том, насколько этично экспонировать в залах человеческие останки

У Хантерианского музея, расположенного в здании Королевского колледжа хирургов Англии (RCS) в лондонском районе Линкольнс-Инн-Филдс, богатая история. В музее, названном в честь выдающегося хирурга Джона Хантера (1728–1793), чей родной брат и коллега Уильям дал имя другому музею и художественной галерее в Глазго, хранится знаменитая коллекция анатомических и патологических образцов человеческих и животных останков, насчитывающая около 3,5 тыс. экспонатов. И это лишь часть оригинальной коллекции Хантера, состоявшей из 14 тыс. образцов: многое было утрачено при бомбардировке Лондона в 1941 году.

Институция вновь открылась в марте после пятилетнего перерыва. Реконструкция стоимостью £100 млн под руководством архитектурного бюро Hawkins\Brown позволила восстановить фасад исторического здания и перестроить часть музея. В результате выставочные залы переехали на первый этаж, следствием чего стало, в частности, упразднение знаменитой Хрустальной галереи.

Лондонский музей хирургии. Фото: Лондонский музей хирургии
Лондонский музей хирургии.
Фото: Лондонский музей хирургии

Директор музеев и архивов Королевского колледжа хирургов Дон Кемп подчеркивает, что колледж не владеет коллекцией Хантера: она была приобретена правительством в 1799 году и с тех пор управляется назначенными попечителями. В музее также хранятся артефакты более позднего времени — зубы, кости, древние останки — и множество медицинских инструментов, от старинных до современных.

Новая экспозиция выглядит иначе, чем прежде. По словам Кемп, ее переосмысление было отчасти обусловлено растущим интересом и осведомленностью широкой публики о научных и медицинских открытиях. «Изначально наша коллекция предназначалась для обучения медиков, — рассказывает она. — Но возьмем, к примеру, спираль ДНК. Сейчас о ней знают даже школьники, тогда как в 1950-х эти знания были доступны только узкому кругу исследователей».

Но есть и другая причина для пересмотра экспозиционных решений. «Думаю, к демонстрации человеческих останков в музеях надо подходить с особой щепетильностью, — говорит Дон Кемп. — Прежде всего, с глубоким уважением к людям, чьи тела послужили во благо медицины и науки».

Иллюстрация в еженедельной газете «The illustrated London News». 20 мая 1854 год. Фото: Лондонский музей хирургии
Иллюстрация в еженедельной газете «The illustrated London News». 20 мая 1854 год.
Фото: Лондонский музей хирургии

Показ останков в музее — тема актуальная и непростая, что лишь подтверждает скандал вокруг одного из самых известных экспонатов в коллекции Хантера. Речь о скелете Чарльза Бирна, или Ирландского Великана. Рост этого человека, ставшего в свое время знаменитостью, составлял как минимум 231 см — столько было на момент его смерти в 1783 году. Хантер выкупил останки Бирна, и его скелет более двух столетий показывали в музее, однако после громкой протестной кампании изъяли из экспозиции. В обновленном здании представлен лишь портрет Хантера кисти Джошуа Рейнолдса, где знаменитый скелет частично виден.

Этот сюжет напрямую связан с вопросом о добровольном согласии, поскольку Бирн просил похоронить его в море. Кемп цитирует заявление попечительского совета, где говорится о «проблеме деликатности и приводится ряд мнений касательно права демонстрации и хранения останков Чарльза Бирна». Скелет из экспозиции убран, но «он по-прежнему должен быть доступен для медицинского исследования феномена гипофизарной акромегалии и гигантизма». Директор подчеркивает, что решение остается за советом попечителей. «Проблема абсолютно в этой парадигме — вопросах этики, изменения отношения к подобным экспонатам», — поясняет она. А Бирн, похоже, так и не обретет покой в море.

Экспозиция Лондонского музея хирургии. Фото: Лондонский музей хирургии
Экспозиция Лондонского музея хирургии.
Фото: Лондонский музей хирургии

Ситуация с Ирландским Великаном — яркий пример бурной дискуссии по поводу подобных анатомических коллекций. В британском законе об органах и тканях человека от 2004 года указано, что останки старше 100 лет могут храниться без разрешения. Но в случае с коллекцией RCS, помимо скелета Бирна, речь идет об останках представителей коренных народов, прежде всего Австралии и Новой Зеландии. Колледж никогда открыто не комментировал этот вопрос, но в оксфордской диссертации Сары Мортон, защищенной в 2017 году, рассматривается идущий с 2001 года процесс репатриации останков из коллекции RCS. К тому же не так давно Королевский колледж разрешил кремацию черепа убийцы Уильяма Кордера, жившего в XIX веке, и захоронение на еврейском кладбище останков жертв конц­лагеря Бельзен.

Тем не менее Кемп подчеркивает важность коллекции колледжа, которая охватывает огромный период — от трактатов пионера хирургии XIV века Джона Ардернского до 3D-визуализаций тела, созданных в веке нынешнем. «Художники в деле изучения человеческой анатомии часто остаются незамеченными героями», — говорит она. По ее мнению, в целом эта коллекция по-прежнему помогает людям лучше понять, осознать себя. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+