18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Новый фестиваль в Суздале получился душевным

Парад воздушных змеев на Ильинском лугу напротив Суздальского кремля во время фестиваля «Места для души» . Фото: Алиса Косарева/МИРА центр
Парад воздушных змеев на Ильинском лугу напротив Суздальского кремля во время фестиваля «Места для души» .
Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

В программе нового фестиваля в Суздале «Места для души» — выставки, художественные интервенции в музейные памятники, паблик-арт на лугу и созерцательное времяпрепровождение

Главным героем первого фестиваля «Места для души», который прошел в Суздале в минувшие выходные, стал Тонино Гуэрра, знаменитейший итальянский сценарист, соратник Феллини и Антониони и вообще человек широкого творческого профиля. Помимо сценариев «Брака по-итальянски», «Фотоувеличения», «Амаркорда» и массы других фильмов, он произвел множество картин, рисунков и мозаик, обустроил городок Пенабиле недалеко от Римини, где поселился на склоне лет, фонтанами и парками на месте бывших парковок, и одарил своих многочисленных друзей массой историй, шуток, мемов и любви.

Производители местных лоскутных ковриков выложили ими на лугу имя «Тонино». Фото: Алиса Косарева/МИРА центр
Производители местных лоскутных ковриков выложили ими на лугу имя «Тонино».
Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

Но где итальянский жизнелюб Гуэрра и где старинный, даже древний (в следующем году будет празднование его тысячелетия) русский город Суздаль? Как они связаны? А вот как: подружившись с Андреем Тарковским (который, напомним, снимал в Суздале своего «Андрея Рублева», ставшего опять очень актуальным в связи с пертурбациями «Троицы») и написав сценарий для его «Ностальгии», обзаведясь русской женой — харизматичной Лорой, Элеонорой Яблочкиной, регулярно навещая СССР и постсоветскую Россию, Тонино Гуэрра не мог миновать жемчужину Золотого кольца, туристический фетиш — Суздаль. Оказавшись в этом городе, он обнаружил, что в тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря, ставшего музеем, когда-то томились и его соотечественники — итальянские военнопленные, попавшие туда после Сталинградской битвы. Сам он тоже сидел в лагере, но с другой, немецкой, стороны — как антифашист. Проникнувшись всей этой историей, Тонино Гуэрра подарил музею множество своих работ и предметов, на основании которых была создана постоянная экспозиция «Пересечение судеб». (Там, например, можно пройти сквозь «Арку бесславных», предназначенную для триумфа незнаменитых людей, которую придумал Гуэрра.)

Тонино Гуэрра. «Арка бесславных». Фото: Милена Орлова
Тонино Гуэрра. «Арка бесславных».
Фото: Милена Орлова
Справка
Творческое сообщество «Мира»

Однако организаторы фестиваля, а это творческое сообщество «Мира» и Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, сочли, что такая фигура, как Гуэрро, заслуживает большего внимания, и назвали новый фестиваль его именем.

Выпускник ВГИКа Андрей Попов, автор передвижного фестиваля «Человек мира», создатель творческой мастерской в селе Улово Суздальского района, в 2022 году объединился с креативным продюсером Евгенией Казарновской и меценатом-визионером Дмитрием Разумовым. Вместе они организовали в Суздале творческое сообщество «Мира» и открыли культурный центр. Это соединение современных искусства, музыки и театра, фольклорных традиций и туристических радостей. В планах культуртрегеров — превращение заброшенной Заполицкой ГЭС в культурное пространство, открытие музея Алексея Гастева в Суздале, реставрация здания Константина Мельникова в Москве и другие смелые инициативы.

Еще…

Более того, название фестиваля «Места для души» имени Тонино Гуэрры снабжено эпитетом «созерцательный», и это тоже очень важное слово для нового начинания и всей практики «Миры». Дело в том, что с советских времен Суздаль стал заложником массовых групповых экскурсий по Золотому кольцу, участники которых следуют по заранее расписанному маршруту и не имеют возможности «зависнуть», любуясь понравившимся пейзажем или наличником, или забрести в непредусмотренный программой уголок, а между тем именно такие спонтанные впечатления и составляют для многих прелесть путешествий.

Фестиваль «Места для души» в Суздале. Фото: Алиса Косарева/МИРА центр
Фестиваль «Места для души» в Суздале.
Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

И именно их предлагает испытать новый фестиваль. «Это попытка собрать все естественное, поэтичное и гармоничное в Суздале, создать новую мифологию, сотворить уникальный мир и заселить его необыкновенными персонажами и историями» — так объясняется его задача.

Хитом фестиваля стал парад воздушных змеев на заливном заповедном Ильинском лугу напротив Суздальского кремля, среди них были змеи в форме бабочек, которых любил рисовать Гуэрра. По соседству, в небольшой роще, сосредоточились произведения современного паблик-арта — например, подиум победителей Михаила Рубанкова, уравнивающий первое, второе и третье места, или вязаный «кракозябр» Ольги Божко.

Подиум победителей Михаила Рубанкова. Фото: Алиса Косарева/МИРА центр
Подиум победителей Михаила Рубанкова.
Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

Производители местных лоскутных ковриков выложили ими на лугу имя «Тонино». «Синий карандаш», Кирилл Кто и Светлана Растебина отвечают за поэтические внедрения в городскую среду, вроде такого: «Уже весьма редко можно встретить людей, полных той силы и спокойствия, что умеют дарить лишь деревья».

Это улично-луговая часть выставки «1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре», кураторы которой, Настя Григорян и Аня Петрова, апеллируя к его высказыванию, что из союза двух капель получится одна большая капля, ради нового результата решили сложить вместе самые разные художественные истории. Это «выставка о парадоксах и абсурде, детском и наивном, об утках, буквах и цифрах», говорят они.

Производители местных лоскутных ковриков выложили ими на лугу имя «Тонино». Фото: Алиса Косарева/МИРА центр
Производители местных лоскутных ковриков выложили ими на лугу имя «Тонино».
Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

Основную часть выставки можно увидеть в «Мира-центре» — это старинное здание в двух шагах от кремля, где в советское время был модный ресторан «Погребок». Год назад дом реконструировали, превратив в культурный центр с кафе, магазинчиком, лаунджем и небольшим концертным залом, который может похвастать не только «стейнвеем» — в его прекрасном звучании можно было убедиться на концерте Петра Налича, но и даже портативным органом и клавесином. Под старинными сводами подвала устроен выставочный зал.

Выставка «1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре» в «Мира-центре». Фото: Алиса Косарева/МИРА центр
Выставка «1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре» в «Мира-центре».
Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

Кураторы перемешали работы современных художников с раритетами из коллекции «Мира»: керамика Ульяны Подкорытовой, сделанная в местной резиденции Вадима Дымова, соседствует с рисунками Сергея Эйзенштейна, акварели самого Тонино Гуэрры висят рядом с картинами Давида Бурлюка, Виктора Пивоварова и Павла Леонова, а живопись Гоши Острецова рифмуется с полотном Нико Пиросмани.

Выставка «1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре» в «Мира-центре». Фото: Алиса Косарева/МИРА центр
Выставка «1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре» в «Мира-центре».
Фото: Алиса Косарева/МИРА центр

Даже по этой выборке можно судить о том, что коллекция «Мира», идеологом которой стал художник Андрей Бартенев, весьма разнообразна.

Планируется, что в Суздале появится музей, где собрание будет экспонироваться.

Пока что стоит заглянуть в оригинальную галерею «Ларец», где инсталляции и объекты вместо белого куба показываются на фоне бревенчатых стен старинной избы, что весьма освежает восприятие.

Выставка художников-планетян Евгения Гриневича и Натальи Куликовой в галерее «Ларец». Фото: Милена Орлова
Выставка художников-планетян Евгения Гриневича и Натальи Куликовой в галерее «Ларец».
Фото: Милена Орлова

Наконец, гвоздем программы стал квест по постоянным музейным экспозициям «Воздух полон потерянных звуков», составленный куратором Ниной Гомиашвили. Владимиро-Суздальский музей-заповедник впервые решился на жанр арт-интервенции. Зрителям предлагается поискать личные вещи и произведения Тонино Гуэрры в Суздальском кремле: его трость может оказаться в витрине с древним мечом, а расписные тарелки — рядом с исторической керамикой. Ради квеста для публики открыли обычно закрытый каменный Посадский дом, единственный в своем роде памятник жилой архитектуры XVII–XVIII веков, — там идет аудиоспектакль «Море внутри глаз».

Арестантский двор тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре украсили стихами Тонино Гуэрры. Фото: Милена Орлова
Арестантский двор тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре украсили стихами Тонино Гуэрры.
Фото: Милена Орлова

А Арестантский двор той самой тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре украсился стихами Тонино Гуэрры в переводе Беллы Ахмадулиной, белые флаги развешаны на веревках так, как традиционно вывешивают сушиться белье в итальянских городках.

«Воздух полон потерянных звуков». Суздаль. Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Посадский дом
До 19 июня
«1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре». Суздаль, «Мира-центр», Ильинский луг, город
До 30 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+