Главным героем первого фестиваля «Места для души», который прошел в Суздале в минувшие выходные, стал Тонино Гуэрра, знаменитейший итальянский сценарист, соратник Феллини и Антониони и вообще человек широкого творческого профиля. Помимо сценариев «Брака по-итальянски», «Фотоувеличения», «Амаркорда» и массы других фильмов, он произвел множество картин, рисунков и мозаик, обустроил городок Пенабиле недалеко от Римини, где поселился на склоне лет, фонтанами и парками на месте бывших парковок, и одарил своих многочисленных друзей массой историй, шуток, мемов и любви.
Но где итальянский жизнелюб Гуэрра и где старинный, даже древний (в следующем году будет празднование его тысячелетия) русский город Суздаль? Как они связаны? А вот как: подружившись с Андреем Тарковским (который, напомним, снимал в Суздале своего «Андрея Рублева», ставшего опять очень актуальным в связи с пертурбациями «Троицы») и написав сценарий для его «Ностальгии», обзаведясь русской женой — харизматичной Лорой, Элеонорой Яблочкиной, регулярно навещая СССР и постсоветскую Россию, Тонино Гуэрра не мог миновать жемчужину Золотого кольца, туристический фетиш — Суздаль. Оказавшись в этом городе, он обнаружил, что в тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря, ставшего музеем, когда-то томились и его соотечественники — итальянские военнопленные, попавшие туда после Сталинградской битвы. Сам он тоже сидел в лагере, но с другой, немецкой, стороны — как антифашист. Проникнувшись всей этой историей, Тонино Гуэрра подарил музею множество своих работ и предметов, на основании которых была создана постоянная экспозиция «Пересечение судеб». (Там, например, можно пройти сквозь «Арку бесславных», предназначенную для триумфа незнаменитых людей, которую придумал Гуэрра.)
Однако организаторы фестиваля, а это творческое сообщество «Мира» и Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, сочли, что такая фигура, как Гуэрро, заслуживает большего внимания, и назвали новый фестиваль его именем.
Выпускник ВГИКа Андрей Попов, автор передвижного фестиваля «Человек мира», создатель творческой мастерской в селе Улово Суздальского района, в 2022 году объединился с креативным продюсером Евгенией Казарновской и меценатом-визионером Дмитрием Разумовым. Вместе они организовали в Суздале творческое сообщество «Мира» и открыли культурный центр. Это соединение современных искусства, музыки и театра, фольклорных традиций и туристических радостей. В планах культуртрегеров — превращение заброшенной Заполицкой ГЭС в культурное пространство, открытие музея Алексея Гастева в Суздале, реставрация здания Константина Мельникова в Москве и другие смелые инициативы.
Более того, название фестиваля «Места для души» имени Тонино Гуэрры снабжено эпитетом «созерцательный», и это тоже очень важное слово для нового начинания и всей практики «Миры». Дело в том, что с советских времен Суздаль стал заложником массовых групповых экскурсий по Золотому кольцу, участники которых следуют по заранее расписанному маршруту и не имеют возможности «зависнуть», любуясь понравившимся пейзажем или наличником, или забрести в непредусмотренный программой уголок, а между тем именно такие спонтанные впечатления и составляют для многих прелесть путешествий.
И именно их предлагает испытать новый фестиваль. «Это попытка собрать все естественное, поэтичное и гармоничное в Суздале, создать новую мифологию, сотворить уникальный мир и заселить его необыкновенными персонажами и историями» — так объясняется его задача.
Хитом фестиваля стал парад воздушных змеев на заливном заповедном Ильинском лугу напротив Суздальского кремля, среди них были змеи в форме бабочек, которых любил рисовать Гуэрра. По соседству, в небольшой роще, сосредоточились произведения современного паблик-арта — например, подиум победителей Михаила Рубанкова, уравнивающий первое, второе и третье места, или вязаный «кракозябр» Ольги Божко.
Производители местных лоскутных ковриков выложили ими на лугу имя «Тонино». «Синий карандаш», Кирилл Кто и Светлана Растебина отвечают за поэтические внедрения в городскую среду, вроде такого: «Уже весьма редко можно встретить людей, полных той силы и спокойствия, что умеют дарить лишь деревья».
Это улично-луговая часть выставки «1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре», кураторы которой, Настя Григорян и Аня Петрова, апеллируя к его высказыванию, что из союза двух капель получится одна большая капля, ради нового результата решили сложить вместе самые разные художественные истории. Это «выставка о парадоксах и абсурде, детском и наивном, об утках, буквах и цифрах», говорят они.
Основную часть выставки можно увидеть в «Мира-центре» — это старинное здание в двух шагах от кремля, где в советское время был модный ресторан «Погребок». Год назад дом реконструировали, превратив в культурный центр с кафе, магазинчиком, лаунджем и небольшим концертным залом, который может похвастать не только «стейнвеем» — в его прекрасном звучании можно было убедиться на концерте Петра Налича, но и даже портативным органом и клавесином. Под старинными сводами подвала устроен выставочный зал.
Кураторы перемешали работы современных художников с раритетами из коллекции «Мира»: керамика Ульяны Подкорытовой, сделанная в местной резиденции Вадима Дымова, соседствует с рисунками Сергея Эйзенштейна, акварели самого Тонино Гуэрры висят рядом с картинами Давида Бурлюка, Виктора Пивоварова и Павла Леонова, а живопись Гоши Острецова рифмуется с полотном Нико Пиросмани.
Даже по этой выборке можно судить о том, что коллекция «Мира», идеологом которой стал художник Андрей Бартенев, весьма разнообразна.
Планируется, что в Суздале появится музей, где собрание будет экспонироваться.
Пока что стоит заглянуть в оригинальную галерею «Ларец», где инсталляции и объекты вместо белого куба показываются на фоне бревенчатых стен старинной избы, что весьма освежает восприятие.
Наконец, гвоздем программы стал квест по постоянным музейным экспозициям «Воздух полон потерянных звуков», составленный куратором Ниной Гомиашвили. Владимиро-Суздальский музей-заповедник впервые решился на жанр арт-интервенции. Зрителям предлагается поискать личные вещи и произведения Тонино Гуэрры в Суздальском кремле: его трость может оказаться в витрине с древним мечом, а расписные тарелки — рядом с исторической керамикой. Ради квеста для публики открыли обычно закрытый каменный Посадский дом, единственный в своем роде памятник жилой архитектуры XVII–XVIII веков, — там идет аудиоспектакль «Море внутри глаз».
А Арестантский двор той самой тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре украсился стихами Тонино Гуэрры в переводе Беллы Ахмадулиной, белые флаги развешаны на веревках так, как традиционно вывешивают сушиться белье в итальянских городках.
«Воздух полон потерянных звуков». Суздаль. Кремль, Спасо-Евфимиев монастырь, Посадский дом
До 19 июня
«1 + 1 =1. Посвящение Тонино Гуэрре». Суздаль, «Мира-центр», Ильинский луг, город
До 30 июля