18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разрешающие сигналы семиофоров из глубины столетий

Пьер-Луи Суруг. «Антикварий». 1743. Гравюра с картины Жан-батиста Шардена. Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге
Пьер-Луи Суруг. «Антикварий». 1743. Гравюра с картины Жан-батиста Шардена.
Фото: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Книга Кшиштофа Помяна «Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века» богата разнообразной исторической фактурой, но по замыслу автора говорит еще и о самой природе коллекционирования

Наконец и на русский язык переведено важное антропологическое исследование в области истории искусства, посвященное феномену и философии коллекционирования. Автор его — философ, историк и публицист Кшиштоф Помян (р. 1934). Вехи биографии ученого свидетельствуют о драматической истории его родины — Польши. В 1939 году вся семья была отправлена в трудовой лагерь в Казахстане, там вскоре скончался отец — активист коммунистической партии. На родину Помян вернулся только в 1947-м. Научная и педагогическая его карьера скоро окончилась: за критические высказывания он был исключен из правящей Польской объединенной рабочей партии, а в 1968 году уволен из Варшавского университета.

Пять лет спустя Помян иммигрировал во Францию, где оказался куда более востребованным. В 1982 году он выпустил книгу публицистики «Польша: вызов невозможному? От Познанского восстания к „Солидарности“», но основные его интересы лежали в области антропологии искусства. В 1987 году была издана, вероятно, главная книга Помяна — «Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века», основанная на его статьях разных лет (она и переведена сейчас на русский). Английская ее версия вышла в 1990-м, и ученый обрел заслуженное признание.

Кшиштоф Помян. «Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века» / Пер. с франц. В. М. Кислова; науч. ред. К. Филлипс. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022. 400 с., ил.
Кшиштоф Помян. «Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века» / Пер. с франц. В. М. Кислова; науч. ред. К. Филлипс. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022. 400 с., ил.

Интересует Кшиштофа Помяна не столько история коллекционирования, сколько его природа. Именно такой — антропологический — аспект и побудил исследователя предложить продуманную классификацию: коллекционер, собиратель и любитель искусства. Среди достижений Помяна — изобретение понятия «семиофор» (носитель знаков, символов). К семиофорам он относит произведения искусства, объекты природные и экзотические, предметы материальной культуры прошлых эпох. Особенность семиофоров в том, что их ценность обуславливается не практической пользой, а присвоенными им символическими значениями. Помян рассматривает историю коллекционирования в ракурсе разыскания, производства, распространения, собирания и изучения семиофоров. Источниками его исследований служат старинные путеводители, записки путешественников, описания коллекций, аукционные каталоги, биографии художников.

Главная идея монографии — описание процесса превращения собраний разнородных экспонатов в современные нам музейные институции. Поворотными моментами исследователь считает века Ренессанса и Просвещения, их идеологию и практику, поэтому и обращается в своей книге к событиям XVIII столетия и предшествующего периода.

Его труд состоит из восьми статей. В «Между незримым и зримым: коллекция» (1978) Помян классифицирует первичные собрания, выделяя из них погребальное имущество, дары, трофеи и сокровищницы властителей. Он вводит категории семиофоров: научные приборы, современные картины, остатки античности, диковинки из дальних стран. Статья «Культура любознательности и собирательства» (1982) посвящена градации коллекционеров — автор рассматривает понятия amateur (любитель) и curieux (собиратель). В тексте «Венетские коллекции в эпоху любознательности» (1983) Помян характеризует основные типы частных и государственных собраний Венецианской республики: коллекции-микрокосмы, кабинеты древностей, картинные галереи и собрания природы (сады, гербарии и тому подобное). Речь идет о довольно значительном их количестве: в XVII веке в Венеции насчитывалось 30 собраний, в Вероне — 18, в Падуе — 11.

В следующих двух статьях — «Медали/раковины = эрудиция/философия» (1976) и «Торговцы, знатоки, собиратели в Париже XVIII в.» (1979) — рассмотрен поворот к наукообразности коллекционирования, произошедший в эпоху Просвещения. Автор анализирует содержание каталогов галерей и аукционов. Определяющее событие — публикация томов «Энциклопедии» под редакцией Дени Дидро. В статье «Коллекционеры, натуралисты и антикварии в Венето XVIII в.» (1986) продемонстрировано влияние французских энциклопедистов на историю и антропологию венецианского коллекционирования. И в то же время автор фиксирует обратное влияние: рачительность властей республики в отношении семиофоров очень скоро найдет куда более решительное воплощение в культурной политике времени Французской революции.

Особая, сравнительная статья-глава «Маффеи и Келюс» (1985) посвящена жизни и трудам двух антикваров, ставших крупными историками искусства. А заключительная статья «Частные коллекции, публичные музеи» (1984) повествует об основных типах формирования музеев на примерах Венеции. Помян выделяет музеи «традиционные» (Сан-Марко или Дворец дожей, возникшие из сокровищниц и дарохранений), «революционные» (Галерея Академии, учрежденные властями), «эвергетические» (частные дарения — коллекции Гримани, Франкетти, Пегги Гуггенхайм) и «коммерческие» (когда сначала создается институция, которая затем приобретает экспонаты и даже другие коллекции, пример — Галерея современного искусства). Эта глава-эпилог перекидывает мостик к последующим работам автора. В 2020–2022 годах вышла монументальная трехтомная монография Кшиштофа Помяна «Музей — мировая история». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+