Наконец и на русский язык переведено важное антропологическое исследование в области истории искусства, посвященное феномену и философии коллекционирования. Автор его — философ, историк и публицист Кшиштоф Помян (р. 1934). Вехи биографии ученого свидетельствуют о драматической истории его родины — Польши. В 1939 году вся семья была отправлена в трудовой лагерь в Казахстане, там вскоре скончался отец — активист коммунистической партии. На родину Помян вернулся только в 1947-м. Научная и педагогическая его карьера скоро окончилась: за критические высказывания он был исключен из правящей Польской объединенной рабочей партии, а в 1968 году уволен из Варшавского университета.
Пять лет спустя Помян иммигрировал во Францию, где оказался куда более востребованным. В 1982 году он выпустил книгу публицистики «Польша: вызов невозможному? От Познанского восстания к „Солидарности“», но основные его интересы лежали в области антропологии искусства. В 1987 году была издана, вероятно, главная книга Помяна — «Коллекционеры, любители и собиратели. Париж, Венеция: XVI–XVIII века», основанная на его статьях разных лет (она и переведена сейчас на русский). Английская ее версия вышла в 1990-м, и ученый обрел заслуженное признание.
Интересует Кшиштофа Помяна не столько история коллекционирования, сколько его природа. Именно такой — антропологический — аспект и побудил исследователя предложить продуманную классификацию: коллекционер, собиратель и любитель искусства. Среди достижений Помяна — изобретение понятия «семиофор» (носитель знаков, символов). К семиофорам он относит произведения искусства, объекты природные и экзотические, предметы материальной культуры прошлых эпох. Особенность семиофоров в том, что их ценность обуславливается не практической пользой, а присвоенными им символическими значениями. Помян рассматривает историю коллекционирования в ракурсе разыскания, производства, распространения, собирания и изучения семиофоров. Источниками его исследований служат старинные путеводители, записки путешественников, описания коллекций, аукционные каталоги, биографии художников.
Главная идея монографии — описание процесса превращения собраний разнородных экспонатов в современные нам музейные институции. Поворотными моментами исследователь считает века Ренессанса и Просвещения, их идеологию и практику, поэтому и обращается в своей книге к событиям XVIII столетия и предшествующего периода.
Его труд состоит из восьми статей. В «Между незримым и зримым: коллекция» (1978) Помян классифицирует первичные собрания, выделяя из них погребальное имущество, дары, трофеи и сокровищницы властителей. Он вводит категории семиофоров: научные приборы, современные картины, остатки античности, диковинки из дальних стран. Статья «Культура любознательности и собирательства» (1982) посвящена градации коллекционеров — автор рассматривает понятия amateur (любитель) и curieux (собиратель). В тексте «Венетские коллекции в эпоху любознательности» (1983) Помян характеризует основные типы частных и государственных собраний Венецианской республики: коллекции-микрокосмы, кабинеты древностей, картинные галереи и собрания природы (сады, гербарии и тому подобное). Речь идет о довольно значительном их количестве: в XVII веке в Венеции насчитывалось 30 собраний, в Вероне — 18, в Падуе — 11.
В следующих двух статьях — «Медали/раковины = эрудиция/философия» (1976) и «Торговцы, знатоки, собиратели в Париже XVIII в.» (1979) — рассмотрен поворот к наукообразности коллекционирования, произошедший в эпоху Просвещения. Автор анализирует содержание каталогов галерей и аукционов. Определяющее событие — публикация томов «Энциклопедии» под редакцией Дени Дидро. В статье «Коллекционеры, натуралисты и антикварии в Венето XVIII в.» (1986) продемонстрировано влияние французских энциклопедистов на историю и антропологию венецианского коллекционирования. И в то же время автор фиксирует обратное влияние: рачительность властей республики в отношении семиофоров очень скоро найдет куда более решительное воплощение в культурной политике времени Французской революции.
Особая, сравнительная статья-глава «Маффеи и Келюс» (1985) посвящена жизни и трудам двух антикваров, ставших крупными историками искусства. А заключительная статья «Частные коллекции, публичные музеи» (1984) повествует об основных типах формирования музеев на примерах Венеции. Помян выделяет музеи «традиционные» (Сан-Марко или Дворец дожей, возникшие из сокровищниц и дарохранений), «революционные» (Галерея Академии, учрежденные властями), «эвергетические» (частные дарения — коллекции Гримани, Франкетти, Пегги Гуггенхайм) и «коммерческие» (когда сначала создается институция, которая затем приобретает экспонаты и даже другие коллекции, пример — Галерея современного искусства). Эта глава-эпилог перекидывает мостик к последующим работам автора. В 2020–2022 годах вышла монументальная трехтомная монография Кшиштофа Помяна «Музей — мировая история».