18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гений родом из СССР: умер Илья Кабаков

Анатолий Брусиловский. «Илья Кабаков». Из серии «Пантеон русского авангарда». 2005. Фото: ММОМА
Анатолий Брусиловский. «Илья Кабаков». Из серии «Пантеон русского авангарда». 2005.
Фото: ММОМА

В США, не дожив четырех месяцев до своего 90-летия, скончался выдающийся художник, лидер московского концептуализма, прославившийся как автор тотальных инсталляций о советском мире

«Он музеефицировал наше (то есть советское. — Прим. ред.) прошлое для будущего, так же как греческие мастера сохранили следы ушедшей великой цивилизации», — написал в соцсети коллекционер и продюсер Игорь Цуканов. «Вечный труженик, он никогда не переставал создавать новое и на девяностом году продолжал работать в своей мастерской, причем над огромными, многометровыми полотнами», — отметил философ и культуролог Михаил Эпштейн. «Он оставил у меня впечатление нервного, ранимого, закрытого человека. Гений — звучит слишком высокопарно, но как гений эпохи и гений места — да, несомненно, он таким был», — резюмировала впечатления от встреч главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова. «Он рефлексировал всё, в том числе и не поддающееся рефлексии. Не в плане абстрагирования, отвлеченных категорий, даже оценок, а как он умел — пугающе наглядно», — отозвался искусствовед, глава отдела новейших течений Русского музея Александр Боровский. «Он сбежал от советской власти при первой возможности, но она так его и не отпускала, и он создал свой мир кошмарного счастья, где он был главным персонажем», — подытожил художник Сергей Мироненко. Весть о смерти Ильи Кабакова 27 мая заставила многих вспомнить его инсталляцию «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985) — так головокружительна была его художественная карьера.

Илья и Эмилия Кабаковы. «Комната #3. Человек, улетевший в космос из своей комнаты», представленная в рамках выставки «В будущее возьмут не всех» в Главном штабе Государственного Эрмитажа. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Илья и Эмилия Кабаковы. «Комната #3. Человек, улетевший в космос из своей комнаты», представленная в рамках выставки «В будущее возьмут не всех» в Главном штабе Государственного Эрмитажа.
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Илья Кабаков родился в 1933 году в Днепропетровске (ныне Днепр), его отец был слесарем, а мама — бухгалтером. В 1943 году, находясь в эвакуации в Самарканде, он поступил в Ленинградскую художественную школу, в 1945-м перевелся в МСХШ, затем окончил Суриковский институт. В 1960–1980-е годы он был успешным иллюстратором детских книг (оформил 150 книжек), членом МОСХ, построил мастерскую в дореволюционном доме «Россия» на Сретенском бульваре и ездил на машине «Волга». И одновременно Кабаков был лидером неофициального искусства, у него в гостях собирались все прогрессивные художники, он формировал вокруг себя поле новых смыслов, или, словами писателя Владимира Сорокина, «пузырь культурного воздуха».

Философ Борис Гройс объединил это творческое сообщество в направление в знаменитой статье «Московский романтический концептуализм» (опубликована в неподцензурном журнале «А — Я» в 1978 году. — Прим. ред.), синхронизировавшей московскую сцену с мировым художественным процессом.

Георгий Кизевальтер. Илья Кабаков в свой мастерской. Фото: RAAN
Георгий Кизевальтер. Илья Кабаков в свой мастерской.
Фото: RAAN

Одним из главных достижений Ильи Кабакова и близких ему художников (таких как Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич и Елена Елагина) стал принцип «остранения», выраженный в идее «персонажного автора» — произведений, созданных от лица вымышленных героев.

Такие герои — человеческие типы населяют, как жители коммуналки, самый знаменитый альбом Ильи Кабакова «Десять персонажей» (1972–1975). Их имена сами по себе говорящи: «Вшкафусидящий Примаков», «Полетевший Комаров», «Мучительный Малыгин». Позднее художник посвятил этим героям отдельные инсталляции — например, «Человек, который ничего не выкидывал».

Илья и Эмилия Кабаковы. «Странный город». Гран-Пале, Париж. 2014. Фото:  Ilya & Emilia Kabakov
Илья и Эмилия Кабаковы. «Странный город». Гран-Пале, Париж. 2014.
Фото: Ilya & Emilia Kabakov

В 1987 году, в возрасте 54 лет, Илья Иосифович уехал на Запад. У него не было особых связей, он не знал даже английского языка, тем не менее за десять лет он добился невероятного успеха, в том числе благодаря неукротимой энергии своей третьей жены Эмилии, с которой они в последние десятилетия выступали как полноправные соавторы. В течение 30 лет они сделали больше 400 выставочных проектов в самых важных музеях мира.

В новую Россию Илья и Эмилия Кабаковы вернулись с выставкой в Эрмитаже в 2004 году, а в 2008-м эпохальной инсталляцией «Альтернативная история искусства» в Москве открылся музей «Гараж».

Илья и Эмилия Кабаковы.  Инсталляция «Как изменить самого себя?» на выставке «В будущее возьмут не всех» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. 2018. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «Как изменить самого себя?» на выставке «В будущее возьмут не всех» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. 2018.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

В 2006-м картина Кабакова «Номер люкс» была продана на аукционе Philipps de Pury в Лондоне за $4,1 млн. Спустя два года полотно «Жук» ушло за $5,8 млн. Шесть работ Кабакова продавались на публичных торгах за суммы, превышающие $1 млн. Илья Кабаков возглавлял рейтинг самых дорогих русских живущих художников нашей газеты. Художник был лауреатом международных наград, в том числе Премии Оскара Кокошки (2002), Императорской премии Японии (2008), французского ордена Искусств и литературы. В 2017–2019 годах его большую ретроспективу показали сразу три музея: Тейт Модерн, Эрмитаж и Третьяковская галерея, — это был беспрецедентный для современного мастера международный проект (получивший премию нашей газеты как выставка года. — Прим. ред.).

Илья Кабаков. «Номер люкс». 1981. Фото: Philipps de Pury
Илья Кабаков. «Номер люкс». 1981.
Фото: Philipps de Pury

На мировой арт-сцене Илья Кабаков прославился «тотальными инсталляциями» (он ввел в обиход сам этот термин), открывающими миру изнанку советского мифа — так, его инсталляция «Красный павильон» во дворе павильона России на Венецианской биеннале заслужила особого признания. В фокусе его внимания архетипический советский (или даже более раннего происхождения — тот самый, из гоголевской «Шинели») маленький человек, задавленный тоталитарным государством.

Его инсталляции впечатляют размахом, сложностью и экзистенциальной глубиной. Это стон из-под глыб.

Он приглашает зрителя в лабиринт (инсталляция «Лабиринт. Альбом моей матери» (1990)) и заставляет, читая строки о невозможно трудной жизни своей мамы, впадать в морок отчаяния. В 1990-е годы акцентирование советских ужасов казалось конъюнктурой, особенно показанная в 1992 году на Documenta в Касселе работа «Туалет»: мазанка-сортир с буквами М и Ж на фасаде внутри представляла собой как бы стандартное советское жилье. Однако диапазон художника не был ограничен только советскими темами, его искусство гораздо шире — достаточно вспомнить целую серию инсталляций, посвященных музеям («Пустой музей», «Происшествие в музее») и футуристические проекты различных удивительных дворцов, городов и пространств, которые он показывал на Венецианской биеннале и огромной выставке в Гран-пале (2010).

Илья и Эмилия Кабаковы. «Лия Мироновна Ковалева: „Туалет“». 1992. Фото: Ilya & Emilia Kabakov
Илья и Эмилия Кабаковы. «Лия Мироновна Ковалева: „Туалет“». 1992.
Фото: Ilya & Emilia Kabakov

Искусство Кабакова — это психотерапевтический сеанс. Эти работы дают шанс заново пережить и прочувствовать советское время, преобразовать глубоко травмирующий опыт, найдя в нем универсальные, общечеловеческие смыслы. Не зря среди персонажей Кабакова был и «Человек, улетевший в картину». Илья Кабаков подарил арт-сообществу и выражение «В будущее возьмут не всех» (так называлась его статья о Малевиче 1983 года). Сегодня очевидно, что сам Илья Кабаков вместе со своими персонажами уже давно там.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+