18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Искусство манга»: выставка в «Севкабеле» развеивает стереотипы

Двойной выпуск юбилейного журнала Weekly Shonen Jump c тысячной главой манги «Большой Куш». Shueisha. 2021. Фото: «Севкабель порт»
Двойной выпуск юбилейного журнала Weekly Shonen Jump c тысячной главой манги «Большой Куш». Shueisha. 2021.
Фото: «Севкабель порт»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Если вы считаете этот жанр легкомысленным, то проект может изменить вашу точку зрения. Более 200 экспонатов раскрывают историю художественного явления и отражают тесную связь современной манги с традиционным искусством

Для зумеров этот проект на все лето должен стать местом паломничества. И он им, по-видимому, станет — в первую очередь благодаря залам, которые посвящены мегапопулярным манга (и одноименным аниме-сериалам) «Наруто» и «Атака титанов». Однако у создателей выставки «Искусство манга» другие амбиции. Куратор Анна Пушакова считает, что главный стереотип, существующий относительно манги, — считать ее легкомысленным увлечением детей и подростков. Лучший способ развеять заблуждения — это просвещение. «Мы хотим продемонстрировать, что манга представляет собой серьезное художественное направление глобального масштаба. Поэтому наша выставка — большой образовательный проект, который поможет разрешить возможные поколенческие недопонимания и лучше узнать сегодняшнюю молодежь», — поясняет куратор.

Сцена из манги «Наруто». Официальная издательская реплика_фукусэй-гэнга. Ограниченный тираж Shueisha. Фото: «Севкабель порт»
Сцена из манги «Наруто». Официальная издательская реплика_фукусэй-гэнга. Ограниченный тираж Shueisha.
Фото: «Севкабель порт»

Отправным пунктом выставки «Искусство манги», открывшейся в «Севкабеле», стала другая выставка, City Manga, прошедшая в 2019 году в Британском музее. Ее авторам удалось запустить дискуссию о том, достойна ли манга отдельной главы в истории искусства. «Искусство манга» напоминает британский проект размерами, но есть отличие: российская команда сделала упор на образовательную и историческую часть, представив разные версии появления манги. «В этом очень помогает манга об истории манги, которая была нарисована специально для нашей выставки», — говорит Анна Пушакова. Идею реализовали авторы московского издательства Bubble Comics — художник Марина Привалова и сценарист Кирилл Кутузов.

Более 200 экспонатов, выстроенных в хронологической последовательности, раскрывают историю художественного явления и отражают тесную связь современной манги с традиционным искусством. Представлены экспонаты разного типа — как созданные в единственном экземпляре (рукописи и эскизы), так и тиражная графика. «Следует понимать, что к тиражным произведениям относятся, к примеру, книги и гравюры XVIII–XIX веков, которые сегодня представляют собой большую редкость. Так, мы показываем два тома из знаменитой „Манги“ Хокусая XIX века, чтобы проследить связь между издательским делом в период Эдо (1603–1868) и современной манга-индустрией», — рассказывает Пушакова. Солидная академическая база выставки обусловлена опытом куратора: Анна Пушакова работала хранителем коллекции живописи и графики Дальнего Востока в Государственном музее Востока в Москве.

«Манга дайсэнгун». Приложение к февральскому выпуску журнала Shonen Club. 1931. Фото: «Севкабель порт»
«Манга дайсэнгун». Приложение к февральскому выпуску журнала Shonen Club. 1931.
Фото: «Севкабель порт»

В 20 залах выставки представлены многочисленные экспонаты из частных коллекций Японии, Китая и Европы: гравюры, свитки, книги, газеты и журналы, автографы, рукописи и многое другое, включая целлулоидные кадры для создания покадровой анимации и редкие аниме-постеры. Почти все они никогда не выставлялись ранее. Сопровождает экспозицию оригинальная инфографика, в которой раскрывается история индустрии, показаны инструменты художников, даны комментарии к раскадровкам.  

«Севкабель порт»
«Искусство манга»
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+