18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Искусство манга»: выставка в «Севкабеле» развеивает стереотипы

Двойной выпуск юбилейного журнала Weekly Shonen Jump c тысячной главой манги «Большой Куш». Shueisha. 2021. Фото: «Севкабель порт»
Двойной выпуск юбилейного журнала Weekly Shonen Jump c тысячной главой манги «Большой Куш». Shueisha. 2021.
Фото: «Севкабель порт»
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Если вы считаете этот жанр легкомысленным, то проект может изменить вашу точку зрения. Более 200 экспонатов раскрывают историю художественного явления и отражают тесную связь современной манги с традиционным искусством

Для зумеров этот проект на все лето должен стать местом паломничества. И он им, по-видимому, станет — в первую очередь благодаря залам, которые посвящены мегапопулярным манга (и одноименным аниме-сериалам) «Наруто» и «Атака титанов». Однако у создателей выставки «Искусство манга» другие амбиции. Куратор Анна Пушакова считает, что главный стереотип, существующий относительно манги, — считать ее легкомысленным увлечением детей и подростков. Лучший способ развеять заблуждения — это просвещение. «Мы хотим продемонстрировать, что манга представляет собой серьезное художественное направление глобального масштаба. Поэтому наша выставка — большой образовательный проект, который поможет разрешить возможные поколенческие недопонимания и лучше узнать сегодняшнюю молодежь», — поясняет куратор.

Сцена из манги «Наруто». Официальная издательская реплика_фукусэй-гэнга. Ограниченный тираж Shueisha. Фото: «Севкабель порт»
Сцена из манги «Наруто». Официальная издательская реплика_фукусэй-гэнга. Ограниченный тираж Shueisha.
Фото: «Севкабель порт»

Отправным пунктом выставки «Искусство манги», открывшейся в «Севкабеле», стала другая выставка, City Manga, прошедшая в 2019 году в Британском музее. Ее авторам удалось запустить дискуссию о том, достойна ли манга отдельной главы в истории искусства. «Искусство манга» напоминает британский проект размерами, но есть отличие: российская команда сделала упор на образовательную и историческую часть, представив разные версии появления манги. «В этом очень помогает манга об истории манги, которая была нарисована специально для нашей выставки», — говорит Анна Пушакова. Идею реализовали авторы московского издательства Bubble Comics — художник Марина Привалова и сценарист Кирилл Кутузов.

Более 200 экспонатов, выстроенных в хронологической последовательности, раскрывают историю художественного явления и отражают тесную связь современной манги с традиционным искусством. Представлены экспонаты разного типа — как созданные в единственном экземпляре (рукописи и эскизы), так и тиражная графика. «Следует понимать, что к тиражным произведениям относятся, к примеру, книги и гравюры XVIII–XIX веков, которые сегодня представляют собой большую редкость. Так, мы показываем два тома из знаменитой „Манги“ Хокусая XIX века, чтобы проследить связь между издательским делом в период Эдо (1603–1868) и современной манга-индустрией», — рассказывает Пушакова. Солидная академическая база выставки обусловлена опытом куратора: Анна Пушакова работала хранителем коллекции живописи и графики Дальнего Востока в Государственном музее Востока в Москве.

«Манга дайсэнгун». Приложение к февральскому выпуску журнала Shonen Club. 1931. Фото: «Севкабель порт»
«Манга дайсэнгун». Приложение к февральскому выпуску журнала Shonen Club. 1931.
Фото: «Севкабель порт»

В 20 залах выставки представлены многочисленные экспонаты из частных коллекций Японии, Китая и Европы: гравюры, свитки, книги, газеты и журналы, автографы, рукописи и многое другое, включая целлулоидные кадры для создания покадровой анимации и редкие аниме-постеры. Почти все они никогда не выставлялись ранее. Сопровождает экспозицию оригинальная инфографика, в которой раскрывается история индустрии, показаны инструменты художников, даны комментарии к раскадровкам.  

«Севкабель порт»
«Искусство манга»
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+