Для зумеров этот проект на все лето должен стать местом паломничества. И он им, по-видимому, станет — в первую очередь благодаря залам, которые посвящены мегапопулярным манга (и одноименным аниме-сериалам) «Наруто» и «Атака титанов». Однако у создателей выставки «Искусство манга» другие амбиции. Куратор Анна Пушакова считает, что главный стереотип, существующий относительно манги, — считать ее легкомысленным увлечением детей и подростков. Лучший способ развеять заблуждения — это просвещение. «Мы хотим продемонстрировать, что манга представляет собой серьезное художественное направление глобального масштаба. Поэтому наша выставка — большой образовательный проект, который поможет разрешить возможные поколенческие недопонимания и лучше узнать сегодняшнюю молодежь», — поясняет куратор.
Отправным пунктом выставки «Искусство манги», открывшейся в «Севкабеле», стала другая выставка, City Manga, прошедшая в 2019 году в Британском музее. Ее авторам удалось запустить дискуссию о том, достойна ли манга отдельной главы в истории искусства. «Искусство манга» напоминает британский проект размерами, но есть отличие: российская команда сделала упор на образовательную и историческую часть, представив разные версии появления манги. «В этом очень помогает манга об истории манги, которая была нарисована специально для нашей выставки», — говорит Анна Пушакова. Идею реализовали авторы московского издательства Bubble Comics — художник Марина Привалова и сценарист Кирилл Кутузов.
Более 200 экспонатов, выстроенных в хронологической последовательности, раскрывают историю художественного явления и отражают тесную связь современной манги с традиционным искусством. Представлены экспонаты разного типа — как созданные в единственном экземпляре (рукописи и эскизы), так и тиражная графика. «Следует понимать, что к тиражным произведениям относятся, к примеру, книги и гравюры XVIII–XIX веков, которые сегодня представляют собой большую редкость. Так, мы показываем два тома из знаменитой „Манги“ Хокусая XIX века, чтобы проследить связь между издательским делом в период Эдо (1603–1868) и современной манга-индустрией», — рассказывает Пушакова. Солидная академическая база выставки обусловлена опытом куратора: Анна Пушакова работала хранителем коллекции живописи и графики Дальнего Востока в Государственном музее Востока в Москве.
В 20 залах выставки представлены многочисленные экспонаты из частных коллекций Японии, Китая и Европы: гравюры, свитки, книги, газеты и журналы, автографы, рукописи и многое другое, включая целлулоидные кадры для создания покадровой анимации и редкие аниме-постеры. Почти все они никогда не выставлялись ранее. Сопровождает экспозицию оригинальная инфографика, в которой раскрывается история индустрии, показаны инструменты художников, даны комментарии к раскадровкам.
«Севкабель порт»
«Искусство манга»
До 3 сентября