18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Отреставрированное здание Мельникова превратится в центр мира

Визуализация для проекта реставрации и приспособления здания бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка. Gorlenko Studio. 2021. Фото: МИРА центр
Визуализация для проекта реставрации и приспособления здания бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка. Gorlenko Studio. 2021.
Фото: МИРА центр
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Здание конторы Ново-Сухаревского рынка в Москве, самое раннее из капитальных сооружений Константина Мельникова, будет отреставрировано архитектурным бюро Gorlenko Studio и станет площадкой для культурных мероприятий творческого сообщества «Мира»

Здание конторы Ново-Сухаревского рынка — самая ранняя из капитальных построек Константина Мельникова — закрывается на реставрацию, чтобы к своему 100-летию в 2025 году открыться в качестве культурного пространства и московской штаб-квартиры творческого сообщества «Мира». Эти планы были анонсированы 8 апреля во время камерного мероприятия в стенах конторы. Зрители собрались, чтобы увидеть и услышать инсталляцию саунд-художника Петра Айду «Музыка для князя Одоевского», а стали участниками проводов здания в новое будущее.

Постройка в Большом Сухаревском переулке — единственное, что сохранилось от грандиозного рынка «Новая Сухаревка», спроектированного и построенного Мельниковым в 1924–1926 годах, в эпоху нэпа, на средства «нового купечества» (по выражению самого архитектора). Первоначально ее занимали администрация рынка и трактир, затем — отделение милиции. В недавнем прошлом здесь, за осыпающимся фасадом и в невзыскательных интерьерах, перекочевавших из 1990-х, располагались офисы, магазин чемоданов, шоурум одежды. Перемены приведут форму и содержание к согласию: функция культурного центра несоизмеримо лучше соответствует статусу здания, которое является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения.

Ново-Сухаревский рынок. Вид с северо-востока. 1920-е. Из архива Дома Мельникова.  Фото: МИРА центр
Ново-Сухаревский рынок. Вид с северо-востока. 1920-е. Из архива Дома Мельникова.
Фото: МИРА центр

Что касается сообщества «Мира», то центром его созидательной деятельности является вовсе не Москва, а Суздаль. Именно здесь в 2011 году художник Андрей Попов основал творческую лабораторию «Человек мира», которую затем развивал вместе с Евгенией Казарновской. В 2018 году они запустили совместный проект «Река мира», приглашающий к путешествию вокруг Суздаля на лодках, велосипедах или лыжах. Тогда же к ним присоединился предприниматель Дмитрий Разумов, основавший в 2020 году некоммерческую организацию «Мира» (в марте Евгения Казарновская, Андрей Попов и Дмитрий Разумов вошли в шорт-лист Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад» за развитие города).

Отныне усилия были направлены на превращение старых и заброшенных сооружений в культурно-туристические. Например, руины Заполицкой ГЭС на Нерли станут площадкой для художественных перформансов, а типовой советский телятник в Кидекше перестроят в ферму и гостиницу, — всего в работе находится около десятка объектов. Два уже готовы. Так, в июне 2022 года был наконец сотворен «Мира центр» (если не сказать «центр мира»). Он разместился в отреставрированном неоклассическом здании первой трети XIX века. До революции здесь располагались торговые склады и лавки, с 1960-х годов — ресторан, а теперь — концертный и выставочный залы, студия звукозаписи, библиотека, магазин, кафе и чайная комната. А в простой суздальской избе открылось выставочное пространство «Ларец», которое курирует художник Андрей Бартенев.

Как показывают перечисленные проекты, «Мира» работает с историческим наследием бережно и внимательно, так что можно не сомневаться, что постройка Мельникова попала в надежные руки. Дмитрий Разумов приобрел ее вместе с прилегающим участком земли в 2020 году. Это не было спланированным шагом по расширению географии проекта за пределы Суздаля, в Москву — в данном случае «в начале было здание», объявление о продаже которого случайно обнаружилось на сайте недвижимости. То, что «Мира» обзавелась еще одной цитаделью, не скрывалось, но особенно и не афишировалось. Здесь, например, устраивались встречи «Тайного круга», где спикерами выступали религиоведы и культурологи, монахи и астрофизики, музыканты и лингвисты. А параллельно на цокольном этаже кипела работа по изучению мельниковского памятника, чем занималось архитектурное бюро Gorlenko Studio (ранее именно их усилиями 200-летнему зданию торговой лавки в Суздале был возвращен аутентичный облик и дана новая жизнь).

Центральное здание Ново-Сухаревского рынка. 1920-е. Из архива Дома Мельникова. Фото: МИРА центр
Центральное здание Ново-Сухаревского рынка. 1920-е. Из архива Дома Мельникова.
Фото: МИРА центр

Одним из результатов этой работы стала статья архитектора Антона Горленко, основателя Gorlenko Studio, в каталоге выставки «Мельников/Melnikoff», которая недавно прошла в Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева (каталог стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia за 2022 год в номинации «Книга года»). В ней раскрываются удивительные подробности истории административного здания Ново-Сухаревского рынка: например, то, что, согласно первоначальному проекту, оно должно было быть круглым в плане, а не треугольным. Статья не только демонстрирует кропотливую исследовательскую работу, которая была проведена бюро, но и подтверждает факт сотрудничества команды «Мира» с Музеем архитектуры, который предоставил новым владельцам здания все необходимые архивные материалы для проведения предельно точной реставрации. Более того, Елизавета Лихачева, на тот момент директор Музея архитектуры, и Павел Кузнецов, прежний директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, проект, можно сказать, благословили.

Главными консультантами Gorlenko Studio при работе со зданием Мельникова выступили специалисты из Научно-проектного реставрационного предприятия «Симаргл». Они подготовили проект для подачи в Департамент культурного наследия. В основу проекта легло глубокое историко-архивное исследование архитектора и эксперта по архитектуре авангарда Татьяны Царевой. Согласно принятой концепции, «все сохранившиеся элементы тщательно реставрируются, а известные по фотографиям — воссоздаются. Не дошедшие до нас детали интерпретируют язык и традицию протоавангарда начала 1920‑х годов, когда новая архитектура только зарождается, а деталь замирает между эпохами».

Визуализация для проекта реставрации и приспособления здания бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка. Gorlenko Studio. 2021. Главный вход. Фото: МИРА центр
Визуализация для проекта реставрации и приспособления здания бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка. Gorlenko Studio. 2021. Главный вход.
Фото: МИРА центр

Надо сказать, что, поскольку отделка здания конторы неоднократно менялась, довольно многое — от дверей до светильников и радиаторов — придется воспроизводить как некие архетипы, соответствующие поэтике Мельникова и в целом тому времени, когда он практиковал. Gorlenko Studio ориентируется при этом на детали интерьера, спроектированные архитектором для других построек (прежде всего для собственного дома), обобщая их таким образом, чтобы подчеркнуть границу старого и нового.

Мы связались с Антоном Горленко, и он раскрыл нашему изданию подробности грядущей реставрации: «Работы, которые предстоит провести, нельзя назвать сверхъестественно сложными, потому что мы почти ничего не меняем, а лишь возвращаем здание к его оригинальным формам и тому виду, каким оно было в 1925 году. Во многом такая позиция удобна тем, что ее легко объяснить государству, публике и самим себе. У нас были разные варианты, но в результате долгих споров и обсуждений мы пришли к тому, что здание необходимо очистить от всех функций. Наше видение состоит в том, что оно может стоять просто как пространственный памятник самому себе».

Визуализация для проекта реставрации и приспособления здания бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка. Gorlenko Studio. 2021. Фото: МИРА центр
Визуализация для проекта реставрации и приспособления здания бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка. Gorlenko Studio. 2021.
Фото: МИРА центр

Под «очищением от всех функций» понимается то, что внутренние помещения не придется приспосабливать под магазин, кафе, хранилище искусства и все то, без чего не может обойтись современное культурное пространство. Эти функции, включая офис, перенесут в отдельное помещение, стоящее на том же участке земли. Само здание конторы, по словам Антона Горленко, станет «идеальным ковчегом для синхронного показа и изучения авангардного и современного искусства, а также для проведения концертов и лекций». Дело в том, что «Мира» располагает внушительным собранием, которое включает предметы искусства и артефакты изобразительной культуры (живопись, графика, скульптура, фотографии, периодика, книги, текстиль), охватывающие период с 1910-х годов по сегодняшний день. Куратором мероприятий, как планируется, станет Андрей Бартенев.

«Хотя в здании есть три этажа с залами по 160 м, в действительности это не самое удобное выставочное пространство, — признается наш собеседник. — Почти все стены занимают окна, что накладывает ограничения на показ графики. Вероятно, возникнут и инженерные ограничения, касающиеся веса экспонатов и количества единовременно находящихся на каждом этаже людей. Так что культурная программа будет подстраиваться под возможности здания. Наиболее функциональным может оказаться цокольный этаж: там меньше света, потому что окна находятся под потолком, и бетонные полы, которые выдержат любые многотонные инсталляции».

Визуализация для проекта реставрации и приспособления здания бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка. Gorlenko Studio. 2021. Фото: МИРА центр
Визуализация для проекта реставрации и приспособления здания бывшей конторы Ново-Сухаревского рынка. Gorlenko Studio. 2021.
Фото: МИРА центр

Как водится, уверенно обозначить точные сроки проведения и окончания реставрационных работ невозможно, однако команда сообщества «Мира» надеется уложиться в два с половиной года и открыть свой московский филиал к осени 2025-го, то есть к 100-летию мельниковского объекта (к слову, предреставрационное исследование здания позволило уточнить и время его появления — конец 1925 года, в начале 1926-го шли отделочные работы). Эти планы кажутся вполне реалистичными, поскольку здание небольшое и не в аварийном состоянии. Затянуть реализацию проекта могут лишь дополнительные инспекции и согласования.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+