Здание конторы Ново-Сухаревского рынка — самая ранняя из капитальных построек Константина Мельникова — закрывается на реставрацию, чтобы к своему 100-летию в 2025 году открыться в качестве культурного пространства и московской штаб-квартиры творческого сообщества «Мира». Эти планы были анонсированы 8 апреля во время камерного мероприятия в стенах конторы. Зрители собрались, чтобы увидеть и услышать инсталляцию саунд-художника Петра Айду «Музыка для князя Одоевского», а стали участниками проводов здания в новое будущее.
Постройка в Большом Сухаревском переулке — единственное, что сохранилось от грандиозного рынка «Новая Сухаревка», спроектированного и построенного Мельниковым в 1924–1926 годах, в эпоху нэпа, на средства «нового купечества» (по выражению самого архитектора). Первоначально ее занимали администрация рынка и трактир, затем — отделение милиции. В недавнем прошлом здесь, за осыпающимся фасадом и в невзыскательных интерьерах, перекочевавших из 1990-х, располагались офисы, магазин чемоданов, шоурум одежды. Перемены приведут форму и содержание к согласию: функция культурного центра несоизмеримо лучше соответствует статусу здания, которое является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения.
Что касается сообщества «Мира», то центром его созидательной деятельности является вовсе не Москва, а Суздаль. Именно здесь в 2011 году художник Андрей Попов основал творческую лабораторию «Человек мира», которую затем развивал вместе с Евгенией Казарновской. В 2018 году они запустили совместный проект «Река мира», приглашающий к путешествию вокруг Суздаля на лодках, велосипедах или лыжах. Тогда же к ним присоединился предприниматель Дмитрий Разумов, основавший в 2020 году некоммерческую организацию «Мира» (в марте Евгения Казарновская, Андрей Попов и Дмитрий Разумов вошли в шорт-лист Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад» за развитие города).
Отныне усилия были направлены на превращение старых и заброшенных сооружений в культурно-туристические. Например, руины Заполицкой ГЭС на Нерли станут площадкой для художественных перформансов, а типовой советский телятник в Кидекше перестроят в ферму и гостиницу, — всего в работе находится около десятка объектов. Два уже готовы. Так, в июне 2022 года был наконец сотворен «Мира центр» (если не сказать «центр мира»). Он разместился в отреставрированном неоклассическом здании первой трети XIX века. До революции здесь располагались торговые склады и лавки, с 1960-х годов — ресторан, а теперь — концертный и выставочный залы, студия звукозаписи, библиотека, магазин, кафе и чайная комната. А в простой суздальской избе открылось выставочное пространство «Ларец», которое курирует художник Андрей Бартенев.
Как показывают перечисленные проекты, «Мира» работает с историческим наследием бережно и внимательно, так что можно не сомневаться, что постройка Мельникова попала в надежные руки. Дмитрий Разумов приобрел ее вместе с прилегающим участком земли в 2020 году. Это не было спланированным шагом по расширению географии проекта за пределы Суздаля, в Москву — в данном случае «в начале было здание», объявление о продаже которого случайно обнаружилось на сайте недвижимости. То, что «Мира» обзавелась еще одной цитаделью, не скрывалось, но особенно и не афишировалось. Здесь, например, устраивались встречи «Тайного круга», где спикерами выступали религиоведы и культурологи, монахи и астрофизики, музыканты и лингвисты. А параллельно на цокольном этаже кипела работа по изучению мельниковского памятника, чем занималось архитектурное бюро Gorlenko Studio (ранее именно их усилиями 200-летнему зданию торговой лавки в Суздале был возвращен аутентичный облик и дана новая жизнь).
Одним из результатов этой работы стала статья архитектора Антона Горленко, основателя Gorlenko Studio, в каталоге выставки «Мельников/Melnikoff», которая недавно прошла в Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева (каталог стал лауреатом Премии The Art Newspaper Russia за 2022 год в номинации «Книга года»). В ней раскрываются удивительные подробности истории административного здания Ново-Сухаревского рынка: например, то, что, согласно первоначальному проекту, оно должно было быть круглым в плане, а не треугольным. Статья не только демонстрирует кропотливую исследовательскую работу, которая была проведена бюро, но и подтверждает факт сотрудничества команды «Мира» с Музеем архитектуры, который предоставил новым владельцам здания все необходимые архивные материалы для проведения предельно точной реставрации. Более того, Елизавета Лихачева, на тот момент директор Музея архитектуры, и Павел Кузнецов, прежний директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, проект, можно сказать, благословили.
Главными консультантами Gorlenko Studio при работе со зданием Мельникова выступили специалисты из Научно-проектного реставрационного предприятия «Симаргл». Они подготовили проект для подачи в Департамент культурного наследия. В основу проекта легло глубокое историко-архивное исследование архитектора и эксперта по архитектуре авангарда Татьяны Царевой. Согласно принятой концепции, «все сохранившиеся элементы тщательно реставрируются, а известные по фотографиям — воссоздаются. Не дошедшие до нас детали интерпретируют язык и традицию протоавангарда начала 1920‑х годов, когда новая архитектура только зарождается, а деталь замирает между эпохами».
Надо сказать, что, поскольку отделка здания конторы неоднократно менялась, довольно многое — от дверей до светильников и радиаторов — придется воспроизводить как некие архетипы, соответствующие поэтике Мельникова и в целом тому времени, когда он практиковал. Gorlenko Studio ориентируется при этом на детали интерьера, спроектированные архитектором для других построек (прежде всего для собственного дома), обобщая их таким образом, чтобы подчеркнуть границу старого и нового.
Мы связались с Антоном Горленко, и он раскрыл нашему изданию подробности грядущей реставрации: «Работы, которые предстоит провести, нельзя назвать сверхъестественно сложными, потому что мы почти ничего не меняем, а лишь возвращаем здание к его оригинальным формам и тому виду, каким оно было в 1925 году. Во многом такая позиция удобна тем, что ее легко объяснить государству, публике и самим себе. У нас были разные варианты, но в результате долгих споров и обсуждений мы пришли к тому, что здание необходимо очистить от всех функций. Наше видение состоит в том, что оно может стоять просто как пространственный памятник самому себе».
Под «очищением от всех функций» понимается то, что внутренние помещения не придется приспосабливать под магазин, кафе, хранилище искусства и все то, без чего не может обойтись современное культурное пространство. Эти функции, включая офис, перенесут в отдельное помещение, стоящее на том же участке земли. Само здание конторы, по словам Антона Горленко, станет «идеальным ковчегом для синхронного показа и изучения авангардного и современного искусства, а также для проведения концертов и лекций». Дело в том, что «Мира» располагает внушительным собранием, которое включает предметы искусства и артефакты изобразительной культуры (живопись, графика, скульптура, фотографии, периодика, книги, текстиль), охватывающие период с 1910-х годов по сегодняшний день. Куратором мероприятий, как планируется, станет Андрей Бартенев.
«Хотя в здании есть три этажа с залами по 160 м, в действительности это не самое удобное выставочное пространство, — признается наш собеседник. — Почти все стены занимают окна, что накладывает ограничения на показ графики. Вероятно, возникнут и инженерные ограничения, касающиеся веса экспонатов и количества единовременно находящихся на каждом этаже людей. Так что культурная программа будет подстраиваться под возможности здания. Наиболее функциональным может оказаться цокольный этаж: там меньше света, потому что окна находятся под потолком, и бетонные полы, которые выдержат любые многотонные инсталляции».
Как водится, уверенно обозначить точные сроки проведения и окончания реставрационных работ невозможно, однако команда сообщества «Мира» надеется уложиться в два с половиной года и открыть свой московский филиал к осени 2025-го, то есть к 100-летию мельниковского объекта (к слову, предреставрационное исследование здания позволило уточнить и время его появления — конец 1925 года, в начале 1926-го шли отделочные работы). Эти планы кажутся вполне реалистичными, поскольку здание небольшое и не в аварийном состоянии. Затянуть реализацию проекта могут лишь дополнительные инспекции и согласования.