Музей Виктории и Альберта (V&A) в Лондоне начал собирать коллекцию фотографии с момента своего основания в 1852 году. Такое раннее признание фотографии как искусства для того времени было новаторским: V&A стал первым в мире музеем, собирающим отпечатки и негативы. Сегодня в его архивах хранится более 800 тыс. фотоматериалов. Однако до сих пор музей показывал публике лишь крошечную часть этого собрания.
И вот наконец 25 мая завершился процесс создания долгожданного Центра фотографии. Расположенный в северо-восточном крыле музея в Южном Кенсингтоне, он уже прослыл долгостроем. Первая очередь открылась в 2018 году, сумев привлечь в три раза больше посетителей, чем ожидалось. «Это была наша первая серьезная попытка отвоевать себе постоянное место в музее», — говорит Мартин Барнс, глава отдела фотографии Музея Виктории и Альберта. Сначала удалось открыть всего три зала, сейчас добавилось еще четыре. В итоге выставочная площадь центра составила более 1 тыс. кв. м, залы растянулись по всей длине северо-восточного крыла.
«Мы хотели показать фотографию во всех ее проявлениях — от книжной страницы до негатива на стекле, отпечатка на стене или в цифровом виде, — рассказывает Барнс. — Это один из немногих музеев в мире, где можно увидеть весь диапазон».
Еще в 2016 году Центр фотографии укрепил свои исторические позиции, пополнив фонды архивами Королевского фотографического общества — огромным собранием кадров, книг и фотоаппаратов. Эта коллекция ранее хранилась в Национальном музее науки и СМИ в Йоркшире, в городе Брэдфорд.
Но собирает центр и современные произведения. Например, в сентябре 2021 года V&A анонсировал проект Parasol Women in Photography Project, который стал возможным благодаря пожертвованию в размере £3 млн от фонда Parasol Foundation Trust. Финансирует проект Рут Моника Парасоль, миллиардер-филантроп из Сан-Франциско.
В марте 2022 года Музей Виктории и Альберта назначил Фиону Роджерс, бывшего главного операционного директора фотоагентства Magnum, куратором фонда Parasol Foundation. Ее основная задача — оценить вклад в фотографию авторов-женщин. По словам Роджерс, должность, созданная специально для нее, отражает необходимость «сбалансировать» коллекцию. Сейчас только 15% работ в собрании создано женщинами, и новый куратор стремится изменить эту статистику. «Мы находимся в процессе инвентаризации существующей коллекции», — говорит она.
Ее деятельности, привлекающей внимание к альтернативным историям, посвящена первая выставка центра, где наряду с экспонатами, относящимися к эпохе зарождения искусства фотографии, представлены работы современного британского фотографа Лиз Джонсон Артур и немецкой художницы Веры Люттер, а также серия автопортретов современного перуанского фотографа Тарры Крайнак.
Помимо поддержки новых художников, Фиона Роджерс и ее команда изучили коллекцию в поисках фотографий, которые долгие годы игнорировали. Еще до открытия выставки куратор в соцсетях дала новую оценку работам фотографа Джулии Маргарет Кэмерон, первая выставка которой состоялась в Музее Южного Кенсингтона (так V&A назывался в 1857–1899 годах) в 1865 году. Роджерс также загодя поделилась содержимым фотоальбомов, раскрашенных вручную незнакомками Викторианской эпохи, и архивами Изабель Агнес Каупер, запечатлевшей экспонаты и пространства Музея Южного Кенсингтона. «Мы искали обойденные вниманием сообщества и забытые поколениями истории, в основном связанные с художницами», — объясняет куратор.