На протяжении почти двух десятилетий арт-рынок неизменно тяготел к послевоенным хитам, а старое искусство отправлялось в раздел «скучное». Библейские сюжеты, античные мифы или портреты людей, у которых нет аккаунта в соцсетях, не находили отклика у современного зрителя.
И вот внезапно мы будто бы проснулись. Главный блокбастер наших дней — выставка Яна Вермеера в амстердамском Рейксмузеуме, билеты на которую расхватали в первые недели после открытия. В числе других недавних хитов — экспозиция Донателло во флорентийском Палаццо Строцци.
Рынок не остался в стороне — Боттичелли и Каналетто начали уходить за восьмизначные суммы, которые обычно остаются уделом Рихтеров и Пикассо (отчасти это произошло благодаря распродаже коллекции покойного сооснователя Microsoft Пола Аллена). Одной из самых дорогих работ, проданных в прошлом году, стал натюрморт «Корзина земляники» (около 1761) Жан-Батиста Симеона Шардена, ушедший на торгах Artcurial за €24,4 млн.
Галереи тоже начали присматриваться к искусству старше ХХ века. В марте Saatchi Yates, основанная в 2020 году, чтобы представлять начинающих современных художников, открыла новое направление «Мастера». «Имела место определенная смена настроений», — комментирует соосновательница галереи Фиби Саатчи-Йетс.
Эту смену настроений можно описать как желание подстраховаться. Конечно, ажиотаж вокруг ряда самых модных сегодня имен на аукционах по-прежнему есть, однако он уже не тот. Судя по недавним результатам, работы с эстимейтом £40 тыс., которые еще недавно уходили за £1 млн, сейчас имеют шанс продаться, скорее, за £500 тыс.
При этом цены на послевоенное искусство, служившее зоной безопасности прежде, доросли до уровня, который могут позволить себе лишь очень немногие чрезвычайно состоятельные покупатели.
Существуют и другие факторы, в более долгосрочной перспективе работающие на популярность «старичков» — а в последнее время все чаще и «старушек». Такие известные и авторитетные художники современности, как Дженни Савиль и Гленн Браун, несомненно, во многом наследуют своим предшественникам — старым мастерам, в то время как еще более молодые художники все чаще обращаются к сюрреализму. В этой сфере появилось и новое поколение дилеров. Первой ласточкой стала галерея Lullo Pampoulides, открывшаяся в 2016 году, а сегодня такие дилеры, как Elliott Fine Art, Ben Hunter и Ambrose Naumann (все они представлены в отделе молодых галерей на TEFAF), успешно идут по ее стопам. Это поколение умеет рассказывать истории и эффективно использует соцсети и другие ресурсы, выводя старых мастеров к прежде недоступной им аудитории.
Прежние проблемы этого рынка, разумеется, никуда не делись: с одной стороны, на нем попросту не так много работ хорошего уровня; с другой стороны, ситуацию осложняют вопросы провенанса и состояния произведений. Традиционные покупатели исчезают с рынка, но продавцы, готовые прикладывать усилия, имеют все шансы привлечь новое поколение.