«Первостепенная задача выставки — открыть этих художников для публики XXI века и взглянуть на них через призму XXI века, — рассказывает Кэрол Джакоби, куратор выставки «Россетти и вокруг» в Тейт Бритен. — С Россетти и его родственниками связано огромное число мифов, и теперь мы хотим представить их в новом свете. Их творчество очень человечное, увлекательное и по-прежнему очень актуальное».
Это первая в Тейт экспозиция, посвященная Данте Габриэлю Россетти, одному из наиболее популярных и значимых британских художников среднего периода Викторианской эпохи. Ее организаторы стремятся обратить внимание и на множество талантливых людей, с которыми он был связан: в первую очередь это его сестра Кристина, которая входила в число самых успешных поэтов XIX века, брат Уильям Майкл, критик и издатель, сформулировавший основные принципы «Братства прерафаэлитов», и Элизабет Сиддал, которая получила известность как модель Россетти, но постепенно завоевывает признание и в качестве самостоятельной влиятельной художницы.
По словам Джакоби, волновавшие прерафаэлитов вопросы весьма актуальны и для современной аудитории. Куратор считает центральным опыт Элизабет Сиддал — женщины рабочего происхождения, нанятой Россетти в качестве модели. «Она создавала куда более лаконичные и земные, более тесно связанные с физическими реалиями жизни произведения, чем можно было бы ожидать, — рассказывает куратор. — Некоторые из выбранных нами историй демонстрируют, насколько смелой она была». Джакоби обращает внимание на зал, посвященный взаимному влиянию Сиддал и Данте Габриэля Россетти, которые работали бок о бок и отзывались на произведения друг друга. «Вместе они создали потрясающий корпус работ, маленькие миры средневековых фантазий, в которых исследовали сложные вопросы любви», — говорит она.
Джакоби признается, что одной из самых трудных задач было придумать, как экспонировать поэзию Кристины Россетти. В музее решили создать «лес стихов», включающий среди прочего аудиозаписи стихотворений, которые для выставки прочитала актриса Диана Квик. Самая известная поэма Кристины «Базар гоблинов» была написана под влиянием ее работы в приюте для бывших проституток. Джакоби считает, что Россетти (которая также позировала для картин своего брата «Юность Девы Марии» и Ecce Ancilla Domini («Благовещение»), обе 1849–1850) исследует тему «любви в эпоху бездуховности, викторианские представления о „падшей женщине“ и о покупке секса».
Герои выставки рассказывают очень человеческие истории о любви и отношениях — и, как подчеркивает куратор, не только романтических. Это также истории «об отношениях между детьми и родителями, братьями и сестрами, между друзьями, о размолвках и о том, как продолжать жить после потери».
Тейт Бритен
«Россетти и вокруг»
До 24 сентября