18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сага о ювелирах, основанная на документах из чемодана

Борис Кустодиев. «Портрет великой княгини Марии Павловны». 1911. Фото: Wikimedia Commons
Борис Кустодиев. «Портрет великой княгини Марии Павловны». 1911.
Фото: Wikimedia Commons
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

История нескольких поколений семьи Картье изложена в этой книге человеком отнюдь не посторонним — Франческой Картье Брикелл, членом династии. Отсюда ее интерес к биографическим обстоятельствам и психологическим характеристикам

В наши дни никто уже не пишет толстых семейных романов в стиле Льва Толстого, Маргарет Митчелл или Джона Голсуорси (а зря). Но опытные любители жанра знают, где можно найти увлекательные современные саги о династиях и семейном бизнесе. В нон-фикшене. Новая книга, посвященная истории династии Картье, причем написанная представительницей фамилии, рассказывает о хитросплетениях генеалогических древ, браках со склонными к душевной болезни девицами, американскими наследницами и венгерскими графинями, а также о борьбе за сырьевой рынок в Голконде и Аравии и клиентский — на Монмартре и Манхэттене.

Франческа Картье Брикелл. «Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши». М.: Одри, 2022. 704с.
Франческа Картье Брикелл. «Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши». М.: Одри, 2022. 704с.

С конца XIX века по 1970-е годы несколько поколений семьи Картье развивают свою фирму, выживают в войнах, путешествуют и в Индию, и в Россию, сталкиваются с коварством конкурентов и безалаберностью венценосных покупателей, переживают, что никак не родится мальчик-наследник… А заодно придумывают основы современной рекламы и маркетинга, а также такие ключевые вещи, как платиновая оправа украшений и наручные мужские часы. Ну и стиль ар-деко в ювелирном искусстве.

Автор книги Франческа Картье Брикелл — прямой потомок основателя бренда и внучка того из Картье, который последним продал свою долю безличному интернациональному концерну в 1970-х. Поэтому она написала книгу о Cartier как о людях — а не как о фирме или стиле драгоценностей. Текст набит историями о живых, эмоцио­нальных людях, которые сталкиваются с различными вызовами. Причем вызовы творческие, ведущие к возникновению ювелирных шедевров, оказываются тут столь же важными, как и любые другие жизненные (например, стоит ли жениться на даме, которая не нравится папе, или куда эвакуировать детей во время немецкого вторжения). Писательница переживает за своих персонажей, ведь они ее семья, и заражает своим теплом и любопытством к ушедшим предкам и читателя.

Кинозвезда 1960-х Мария Феликс была среди знаменитых клиентов фирмы. Фото: Cartier
Кинозвезда 1960-х Мария Феликс была среди знаменитых клиентов фирмы.
Фото: Cartier

Толчком к написанию книги послужила неожиданная находка: в закромах семейного дома обнаружился чемодан с позабытыми бумагами. И в дальнейшем автор будет без малейшего стеснения (действительно, зачем оно в хорошем деле?) пользоваться преимуществами собственной фамилии: сохранившимися в домах родичей документами, беседами с экс-сотрудниками фирмы, которые счастливы поделиться воспоминаниями с «девочкой», и собственно архивом компании Cartier, которая перед наследницей имени свои двери закрывать не стала. Человеку со стороны такое, безусловно, не удалось бы.

На 700 страницах этой семейно-производственной саги нашлось место рассказу и о лучших дизайнерах, и об источниках их вдохновения (включая Льва Бакста). Огромный объем информации почти не увеличен за счет иллюстраций, ведь читатель легко найдет фото работ Cartier в интернете или в специальных глянцевых альбомах и каталогах.

Шкатулка Cartier. Фото: Cartier
Шкатулка Cartier.
Фото: Cartier

Отдельно отметим особенность русскоязычной версии, выпущенной издательством «Одри». Это не просто перевод. Два года Елена Веселая, научный редактор книги и историк ювелирного искусства, выверяла фрагменты авторской рукописи, касающиеся отношений семьи Картье с Российской империей, эмигрантами и большевиками, согласно сохранившимся на нашей стороне источникам. В результате ее исследований Картье Брикелл внесла ряд правок. В России книга успела выйти раньше, чем во Франции, и перевод включил ряд фрагментов, специально дополненных Еленой Веселой для отечественной аудитории. Читать, например, о том, как травили и кошмарили приехавшего в Петербург Картье конкуренты во главе с Фаберже, крайне увлекательно. Единственное, что расстраивает в издании: подробные примечания в конце книги занимают почти 80 страниц, но в основном тексте ни одной сноски нет. Это, конечно, придало верстке элегантность, но все же выглядит странным сюрпризом.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+