Ярмарка CI Bloom 2023, фокусирующаяся на турецком современном искусстве, запущена той же энергичной командой во главе с Али Гюрели, что раскрутила международную Contemporary Istanbul, которая пройдет в сентябре в 18-й раз. И все это происходит на фоне открытия в Галатском порту музея современного искусства Istanbul Modern по проекту Ренцо Пьяно, выставок современных турецких звезд в еще одном музее современного искусства — Arter — и множества других арт-инициатив.
Идея сделать специальную локальную ярмарку возникла сразу после пандемии, с тем чтобы поддержать художественное сообщество, и первый выпуск ярмарки оказался столь успешным, что в этом году решились на вторую. Она прошла с 31 мая по 4 июня в Международном выставочном центре Лютфи Кырдара. Экспертный совет отобрал 25 галерей из 97 заявок. В основном галереи базируются в Стамбуле (некоторые имеют филиалы в Берлине и Лондоне), представлены и такие города, как Анкара, Анталья, Измир.
Просторные боксы галерей демонстрировали широту диапазона — от живописи и скульптуры до концептуальных арт-объектов, видео-арта и перформанса. Некоторые рискнули выставить только по одному автору, что всегда украшает стенды. В случае галереи Den Art это был дуэт — Эртугрул Гунгор и Фарук Эртекин — с запоминающейся инсталляцией из керамических ваз и панно на синем фоне стен, апеллирующей к османской изразцовой роскоши, но с современными сюжетами: герои смотрят телевизор, ходят в фитнес-зал и тому подобное (отдельные объекты были проданы за €7 тыс.).
Главной звездой на стенде галереи Piramid Sanat стал Бедри Байкам. И это неудивительно — ведь он и основал галерею, она же центр искусства. Байкам весьма примечательная личность. Не только художник, но и актер, телеведущий, журналист и даже политик. Прославился он еще в раннем детстве как вундеркинд. «Ребенок, который рисует не останавливаясь» — так про него писала газета Herald Tribune. Учился в 1970-е в Сорбонне экономике, потом уехал в Соединенные Штаты, занимался кино и стрит-артом. В Турцию вернулся в конце 1980-х, баллотировался в парламент, основал несколько международных арт-организаций. На ярмарке можно было приобрести его «Карту истории искусства» — рисованный коллаж из картинок и стрелочек, где люди и явления начиная с XIII века расположены так: по левую руку — западное искусство, по правую — все остальное, по центру — то, в чем они пересекаются. В правой части, например, обнаружились, помимо понятных Родченко и Татлина, Ленин и Горький. Рядом было устроено нечто вроде фотоателье. Художник Мехмет Йылмаз предлагал посетителям поучаствовать в его проекте, который любого желающего превращает в Джоконду. Надо просто сесть в кресло, принять соответствующую позу и сфотографироваться, а фон, повторяющий пейзаж с картины Леонардо, доделает все остальное.
Другая гордость турецкого искусства, Саркис (р. 1938), был представлен на ярмарке новыми работами — витражами-лайтбоксами на основе обработанных фото с включением неона (€65 тыс.). Саркис (Саркис Забунян) — художник со сложным бэкграундом. Родившийся в Стамбуле этнический армянин, карьеру он сделал во Франции как художник-концептуалист, использующий разные медиа, в том числе музыку. Еще юношей он участвовал в легендарной выставке концептуалистов «Когда отношения становятся формой». В 2015 году, когда отмечалось 100-летие геноцида армян, он выступил на Венецианской биеннале сразу от двух стран — Турции и Армении. Сейчас проходит его ретроспектива «Бесконечность» в стамбульском музее современного искусства Arter. Гигантские инсталляции с неоновыми трубками сочетаются у него с крошечными штучками, помещенными в найденные на местных рынках старинные рамки. Эта серия под названием «Иконы» была начата в 1986 году, и первым ее экспонатом — а сейчас их сотни, — стал портрет Андрея Тарковского, одного из кумиров Саркиса.
Многих героев ярмарки можно найти в экспозиции недавно открытого музея Istanbul Modern, где не только показывают интернациональных художников, но и прочерчена история современного турецкого искусства с 1950-х годов. Там на почетном месте, например, абстрактная живопись принцессы Фахрельниссы Зейд (1901–1991), одной из первых турецких художниц, чью ретроспективу в 2017 году провел Тейт Модерн. Художницы следующих поколений весьма заметны на турецкой сцене. Белые скульптуры Гюль Илгаз, как будто прячущие под пеленой реальные предметы, заняли стену Galeri/Miz. Яркие и ироничные картины Мерве Моркоч (р. 1986) привлекали внимание на стенде Martch Art Project. Галерея Art On Istanbul показывала фотографический триптих Дамлы Сари (р. 1993), запечатлевший ее перформансы — манипуляции со старинной мебелью. Так, на одной из фотографий она делает красный «педикюр» изящным ножкам антикварного стула.
Особый акцент организаторы сделали на дигитальное искусство — ему были посвящены несколько спецпроектов ярмарки, а также параллельная выставка «Метазнание. Ритм алгоритма» в новом пространстве реконструированного кожевенного завода в районе Казличешме. Приятно отметить, что куратор Эсра Озкан среди прочих участников выбрала и российского художника ::vtol:: (Дмитрий Морозов). Его новая работа — это электронная скульптура-зверушка под названием «Надежда», реагирующая на наши эмоции (например, на звук плача). Медиаискусство также показывают в новом Культурном центре имени Кемаля Ататюрка на площади Таксим.
Ярмарка CI Bloom может праздновать успех: 17 галерей сообщили о продажах, цены варьируются от €5 тыс. до €150 тыс. По словам Али Гюрели, главы фонда Contemporary Istanbul, «ярмарка — это также и место встречи нонпрофитных креативных индустрий и инициатив, и ее задача — подстегнуть развитие турецкого арт-сектора, показав новое поколение художников и арт-профессионалов». Фонд также планирует в сентябре запуск турецкого издания The Art Newspaper Turkey, о деталях которого будет объявлено позднее.