Новая Третьяковка, Москва
Илья Иосифович Кабаков, один из самых знаменитых советских художников второй половины ХХ века, скончался в Нью-Йорке 27 мая в возрасте 89 лет. За полторы недели, прошедшие после этого печального события, коллектив Государственной Третьяковской галереи сумел подготовить и 6 июня открыть выставку, основанную на произведениях художника из фондов музея. В посвященном ему небольшом зале в здании на Крымском Валу показывают альбом «Полетевший Комаров» из серии «Десять персонажей», картину-стенд «Все о нем (Ответы экспериментальной группы)», авторские повторения двух ранних работ «Бердянская коса» и «Человек и домик», а также картину-инсталляцию «Горное озеро». А вот в легендарную мастерскую Кабакова на Сретенском бульваре, которую он и его жена Эмилия в 2018 году подарили Третьяковской галерее, по-прежнему попасть невозможно: музей до сих пор решает различные проблемы, которые возникают при превращении подобных небольших помещений в открытые общественные пространства.
До 30 сентября
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
В то время как самый главный зал главного здания Пушкинского музея — Белый — занимает небольшая, но ослепительная выставка «Золото сарматских вождей» (до 23 июля), почти все остальное пространство второго этажа отведено под более сложный и интеллектуальный проект. Выставка, озаглавленная «„Салоны“ Дидро», рассказывает о практике парижских художественных салонов. О периоде распада этих салонов мы прекрасно знаем благодаря истории борьбы с ними импрессионистов во второй половине XIX века — эта же экспозиция показывает нам золотой век, XVIII столетие, когда их репутация была безупречна и только Дени Дидро, праотец современной арт-критики, позволял себе высказывать свое мнение о ежегодных отчетных выставках (его цитаты приведены на стенах). Выставка, собранная усилиями ГМИИ, Эрмитажа и региональных музеев, внезапно оказывается очень насыщенной и демонстрирует огромное количество подлинных картин с парижских салонов. Дело в том, что российский покупатель того времени с Екатериной Великой во главе внимательно изучал их каталоги и заказывал произведения «по почте». Так что в итоге выставка получилась не только о французском искусстве барокко и рококо и рождении современной арт-критики, но и о том, как эта культура воспринималась российскими коллекционерами.
До 1 октября
Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Гигантский выставочный проект, проходящий в Новом современном культурном центре «Пакгаузы» на нижегородской стрелке. Здесь собрано более 200 произведений русского авангарда из музеев и частных коллекций Урала, то есть широкой публике знакомых, скорее, по репродукциям или вовсе не известных. Соорганизатором выставки является Екатеринбургский музей изобразительных искусств, предоставивший большое количество произведений. Здесь представлены работы 80 авторов — как первого ряда (Наталия Гончарова, Петр Кончаловский, Михаил Ларионов и другие), так и «эндемиков» уральских коллекций (Павел Голубятников, Василий Денисов, Петр Субботин-Пермяк, Николай Третьяков).
До 20 августа
Музей русского импрессионизма, Москва
Показав в 2021 году успешный проект «Охотники за искусством», посвященный 14 частным советским коллекционерам, музей подготовил своего рода приквел к нему. Но не про десяток собирателей, а про одного, и не про мужчину, а про женщину, да еще какую. Надежда Добычина (1884–1950) фактически первая русская галеристка. В своем Художественном бюро она устраивала временные групповые и персональные выставки-продажи. Какого уровня это были выставки? Ну, например, «Последняя футуристическая выставка картин „0,10“» — первый показ «Черного квадрата» Казимира Малевича. Там же она организовала «Постоянную выставку современного искусства». Личное собрание Добычиной включало произведения Александра Бенуа, Кузьмы Петрова-Водкина, Ольги Розановой, Мартироса Сарьяна, Константина Сомова и других мастеров начала XX века. Нынешняя выставка показывает Добычину в двух ипостасях — как коллекционера, пытаясь собрать воедино главные принадлежавшие ей работы, и как куратора-галериста, организатора прорывных экспозиций. Многие произведения, которые Добычина объединяла в ее проектах, сейчас входят в собрания государственных музеев — они и предоставили их на выставку (Русский музей, Третьяковская галерея, Приморская государственная картинная галерея, Музей русского искусства в Ереване, Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева и другие).
С 8 июня по 24 сентября
Фонд In artibus, Москва
От Федора Рокотова и Алексея Венецианова до Ильи Репина и Роберта Фалька, а если точнее, даже до художников XXI века — Виктора Разгулина и Бориса Касаткина. Так огромен охват этого выставочного проекта, где представлено 50 портретов из частной коллекции Инны Баженовой. Некоторые из этих произведений уже знакомы постоянным посетителям московских выставок, однако часть работ экспонируется впервые. Какой-то особо четкой линии здесь нет, — как обычно в летних выставках фонда, концепция свободная, развлекательная. Так что просто смотрим на лица и любуемся.
21 июня — 24 августа
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Ослепленные яркостью революционного авангарда, мы обычно забываем, что параллельно с ним в России первой трети ХХ века существовали и другие мощные живописные течения. И важнейшее из них, разумеется, неоклассицизм — попытка воскресить спокойствие и гармонию старых мастеров. Впрочем, не избежав влияния модерна, ар-нуво (и конечно, авангарда), неоклассицизм ХХ века оказывается совершенно особенным и отнюдь не безмятежным. К этому направлению искусствоведы (и кураторы выставки) причисляют многих: Льва Бакста, Сергея Коненкова, Бориса Кустодиева, Александра Матвеева, Кузьму Петрова-Водкина, Александра Самохвалова, Зинаиду Серебрякову, Константина Сомова, Ивана Фомина, Василия Шухаева, Александра Яковлева, а также ряд архитекторов с проектами осуществленными и неосуществленными. Таким образом, неоклассицизм — стиль, который пронизывает столь многое, но обычно остается неуловимым, — с помощью этой выставки окажется зафиксированным и позволит зрителю свое видение переформатировать.
29 июня — 11 сентября
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Этим летом самое почетное выставочное пространство Зимнего дворца, Николаевский зал, займет экспозиция, рассказывающая о любимом хобби людей, столь долго этот дворец населявших. То есть о том, как российские императоры из династии Романовых на протяжении XIX века, на волне общеевропейской моды на историзм, увлекались Средневековьем. Особенно большим любителем этого периода был Николай I, который не только заказывал здания и интерьеры в стиле псевдоготики, но и участвовал в том, что сейчас бы называли «историческими реконструкциями» в костюмах и доспехах, а тогда — «рыцарскими каруселями». Романовы могли позволить себе коллекционировать самые ценные подлинники, поэтому на выставке представлено множество оригинальных средневековых и ренессансных предметов, в том числе «Портрет герцога Алессандро де'Медичи» круга Аньоло Бронзино, манускрипты, а также огромное количество оружия, доспехов, витражей, посуды, мебели. Центром экспозиции станет реконструкция рыцарского турнира. Также на выставке будет реконструирован один из интерьеров псевдоготического царскосельского Арсенала. Центром экспозиции станет реконструкция рыцарского турнира. Также на выставке будет реконструирован один из интерьеров псевдоготического царскосельского Арсенала.
1 июля — 22 октября