18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художественный музей Сиэтла заполучил часть наследия Александра Колдера

Александр Колдер. «Рассеянные объекты». 1948. Фото: Calder Foundation
Александр Колдер. «Рассеянные объекты». 1948.
Фото: Calder Foundation
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Джон Ширли, бывший президент компании Microsoft, и его жена Ким передали в дар институции множество произведений знаменитого художника-модерниста и взяли на себя финансирование будущих выставок с участием этих экспонатов

Художественный музей Сиэтла (SAM) в одночасье стал обладателем выдающегося собрания работ, созданных классиком американского модернизма Александром Колдером (1898–1976). Прежде коллекция его произведений в этом музее насчитывала всего 13 единиц хранения и состояла в основном из работ на бумаге.

В числе 48 объектов, полученных в дар от бывшего президента Microsoft Джона Ширли и его жены Ким, — более трех десятков скульптур, от настольных стабилей до монументальных подвесных мобилей, созданных в период с 1927 по 1973 год. В их число входят такие фигуративные работы, как ироничная проволочная скульптура «Корова» (около 1930) и редкая «Рыба» (1942), демонстрирующая, как изобретательно Колдер использовал альтернативные и найденные материалы вроде стекла и фарфора во время Второй мировой войны, когда металл был в дефиците. Дар включает также несколько хрестоматийных образцов классического стиля Колдера конца 1940-х, в числе которых замысловатый мобиль «Гамма» (1947), а также более объемные и яркие работы позднего периода, например большой стоящий мобиль «Красный изогнутый хвост» (1970).

Александр Колдер с мобилями «Гамма» и «Завод мечей». 1947. Фото: Calder Foundation
Александр Колдер с мобилями «Гамма» и «Завод мечей». 1947.
Фото: Calder Foundation

К произведениям знаменитого скульптора супруги Ширли добавили подборку из 85 посвященных ему книг, $10-миллионный эндаумент-фонд и ежегодное финансирование в размере от $250 тыс. до $500 тыс., которое будет выделяться на связанные с Колдером исследования и выставки. Первую часть этих средств — $1 млн — потратят как раз на организацию выставки переданных меценатами произведений, которая откроется в ноябре. А предположительно в 2024 году пройдет групповая выставка, где работы этого автора вступят в диалог с произведениями современных скульпторов.

Чета Ширли поддерживает SAM уже много лет. С 2000 по 2008 год Джон Ширли был председателем совета его попечителей, а сейчас они входят в него оба. Благодаря финансированию, полученному от Джона и его покойной супруги Мэри, при музее была открыта экспозиционная площадка для паблик-арта — Олимпийский парк скульптуры. Кроме того, Джон и Мэри выделили средства на приобретение 11,5-метровой скульптуры Колдера «Орел», ставшей одним из главных экспонатов парка.

Скульптура Колера «Орел» (1971), установленная в Олимпийском парке скульптур Художественного музея Сиэтла. Фото: Calder Foundation
Скульптура Колера «Орел» (1971), установленная в Олимпийском парке скульптур Художественного музея Сиэтла.
Фото: Calder Foundation

«С тех пор как 35 лет назад я приобрел первую его работу, я очень дорожу возможностью иметь произведения Колдера в своей жизни и выстраиваю коллекцию осознанно, — цитируется в пресс-релизе Джон Ширли, который занимал должность президента и главного исполнительного директора компании Microsoft с 1983 по 1990 год и входил в совет ее директоров до 2008 года. — В 1998 году я побывал на эпохальной выставке Колдера в Национальной галерее и после этого решил собрать коллекцию его работ по-настоящему музейного уровня». У Джона Ширли есть и еще одно собрание музейного уровня — винтажных спорткаров.

Сиэтл не единственный город, претендующий на звание Мекки для поклонников Александра Колдера. Нью-йоркский Фонд Колдера строит в Филадельфии, родном городе художника, новую институцию для экспонирования его работ — «Сады Колдера». Их открытие намечено на 2024 год. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+