18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Другие грани» в Нижнем Новгороде: русский авангард из уральских коллекций

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

206 картин 80 авторов из 7 уральских музеев и частного собрания на время поселились в выставочном пакгаузе на нижегородской стрелке. Не будет преувеличением сказать: именно так должны выглядеть горизонтальные связи между региональными музеями

В уральских музеях хранятся высококлассные коллекции русского авангарда. Здесь и звезды первой величины (Наталия Гончарова, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Александр Родченко), и вообще не звезды — картины завораживают, а об авторах, кроме имени и фамилии, порой почти ничего не известно. После Октябрьской революции, с 1918 по 1922 год, работы централизованно закупали в специальный художественный фонд и затем из Москвы распределяли и отправляли по городам РСФСР — для создания музеев современного искусства. И вот они собрались вместе в Нижнем Новгороде: 206 работ 80 авторов из семи уральских музеев и одного частного собрания выставлены в одном из двух пакгаузов на стрелке.

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Наверное, стоит сразу уточнить, почему Урал и почему в Нижнем Новгороде. Дело в соглашении о сотрудничестве, в рамках которого Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) и Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) уже несколько лет обмениваются экспонатами. «Со временем наше сотрудничество доросло до уровня совместных выставок, — объясняет сокуратор выставки Ирина Миронова, ученый секретарь НГХМ. — Одна из них, посвященная импрессионизму, „Запечатленный свет“, прошла в начале этого года в Екатеринбурге. И вот ответный визит уральских коллег в Нижний Новгород — но уже коллективный».

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Изначально планировалось сделать экспозицию на основе собрания ЕМИИ — а это более 50 произведений авангардистов 1910–1920-х годов. Однако авторам выставки захотелось другого масштаба.

Рассказывает куратор выставки, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Горнунг: «Нам захотелось максимально полно показать авангард из различных музеев Урала, продемонстрировать творчество не только великих, но и менее значительных мастеров авангардного движения в большом временном промежутке — от самых его истоков до неизбежного исхода. Кроме того, возникла идея сделать акцент на том, чего нет в других музейных собраниях России — показать произведения художников, которые были связаны с авангардным движением, а теперь являются эксклюзивной собственностью и гордостью нескольких уральских собраний».

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Нижнетагильский музей изобразительных искусств гордится собранием произведений ленинградца Павла Голубятникова (1891–1942), ученика Кузьмы Петрова-Водкина; Челябинский — работами Николая Русакова (1888–1941), учившегося вместе с Александром Родченко в Казанской художественной школе у Николая Фешина. Отдельного внимания заслуживает подборка живописи и графики самобытного и яркого художника Петра Субботина-Пермяка (1886–1923) из Пермской художественной галереи и Коми-Пермяцкого краеведческого музея. В екатеринбургском частном собрании была сохранена и отреставрирована большая коллекция произведений художника-символиста Василия Денисова (1862–1922).

Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в культурном центре «Пакгаузы».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Рабочим вариантом названия выставки был «Русский авангард и его окрестности». Но в процессе подготовки родилось словосочетание «другие грани». Авторам оно показалось емким и многозначным. «Это и другие грани русского авангарда, и другие грани собраний российских музеев, и разные этапы творчества художников авангарда, — продолжает Ольга Горнунг. — Кроме того, слово „грани“ ассоциируется с уральскими самоцветами, их сверкающими поверхностями».  

Выставочный пакгауз
«Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала»
До 20 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+