В уральских музеях хранятся высококлассные коллекции русского авангарда. Здесь и звезды первой величины (Наталия Гончарова, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Александр Родченко), и вообще не звезды — картины завораживают, а об авторах, кроме имени и фамилии, порой почти ничего не известно. После Октябрьской революции, с 1918 по 1922 год, работы централизованно закупали в специальный художественный фонд и затем из Москвы распределяли и отправляли по городам РСФСР — для создания музеев современного искусства. И вот они собрались вместе в Нижнем Новгороде: 206 работ 80 авторов из семи уральских музеев и одного частного собрания выставлены в одном из двух пакгаузов на стрелке.
Наверное, стоит сразу уточнить, почему Урал и почему в Нижнем Новгороде. Дело в соглашении о сотрудничестве, в рамках которого Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ) и Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) уже несколько лет обмениваются экспонатами. «Со временем наше сотрудничество доросло до уровня совместных выставок, — объясняет сокуратор выставки Ирина Миронова, ученый секретарь НГХМ. — Одна из них, посвященная импрессионизму, „Запечатленный свет“, прошла в начале этого года в Екатеринбурге. И вот ответный визит уральских коллег в Нижний Новгород — но уже коллективный».
Изначально планировалось сделать экспозицию на основе собрания ЕМИИ — а это более 50 произведений авангардистов 1910–1920-х годов. Однако авторам выставки захотелось другого масштаба.
Рассказывает куратор выставки, заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Горнунг: «Нам захотелось максимально полно показать авангард из различных музеев Урала, продемонстрировать творчество не только великих, но и менее значительных мастеров авангардного движения в большом временном промежутке — от самых его истоков до неизбежного исхода. Кроме того, возникла идея сделать акцент на том, чего нет в других музейных собраниях России — показать произведения художников, которые были связаны с авангардным движением, а теперь являются эксклюзивной собственностью и гордостью нескольких уральских собраний».
Нижнетагильский музей изобразительных искусств гордится собранием произведений ленинградца Павла Голубятникова (1891–1942), ученика Кузьмы Петрова-Водкина; Челябинский — работами Николая Русакова (1888–1941), учившегося вместе с Александром Родченко в Казанской художественной школе у Николая Фешина. Отдельного внимания заслуживает подборка живописи и графики самобытного и яркого художника Петра Субботина-Пермяка (1886–1923) из Пермской художественной галереи и Коми-Пермяцкого краеведческого музея. В екатеринбургском частном собрании была сохранена и отреставрирована большая коллекция произведений художника-символиста Василия Денисова (1862–1922).
Рабочим вариантом названия выставки был «Русский авангард и его окрестности». Но в процессе подготовки родилось словосочетание «другие грани». Авторам оно показалось емким и многозначным. «Это и другие грани русского авангарда, и другие грани собраний российских музеев, и разные этапы творчества художников авангарда, — продолжает Ольга Горнунг. — Кроме того, слово „грани“ ассоциируется с уральскими самоцветами, их сверкающими поверхностями».
Выставочный пакгауз
«Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала»
До 20 августа