Дом MacDougall’s проведет ближайший аукцион на французской цифровой площадке Hôtel Drouot. Он состоится онлайн 14–21 июня и будет включать около 100 лотов — работы русских художников-классиков и нонконформистов, а также представителей Парижской школы. Произведения собраны из американских и европейских коллекций и в большинстве физически находятся в Европе.
«Две работы Ильи Репина, которые к нам пришли, — это абсолютная сенсация. В России они были известны только в черно-белых фотографиях, сделанных в 1931 году на посмертной выставке художника в Хельсинки», — говорит Екатерина Макдугалл, соосновательница аукционного дома. Это большой портрет отца Иоанна Цветкова (эстимейт £200–300 тыс.) и «Встреча Данте и Беатриче» (£60–90 тыс.). Провенанс обеих работ многое добавляет к истории русской эмиграции в Финляндии.
Картины происходят из коллекции знакомого Репина, русского скрипача и композитора Бориса Сирпо (псевдоним Бориса Кауфмана). Борис Осипович (1893–1967) родился во Владикавказе, учился в обеих столицах, продолжил музыкальное образование в Берлине, Праге и Вене. Начав профессиональную карьеру в 1912 году в качестве скрипача с Хельсинкским филармоническим оркестром, позже основал консерваторию в Выборге и был ее директором с 1918 по 1939 год. Много гастролировал, стал протеже композитора и скрипача Яна Сибелиуса, который считал его «дирижером больших способностей». Когда в 1939 году началась советско-финская война, Борис Сирпо был на гастролях вместе с женой Гретой Оллберг и их приемным сыном, скрипачом-вундеркиндом Хеймо Хайтто. Домой они решили не возвращаться, сразу уехали в Америку, в Портленд. Поначалу Сирпо зарабатывал частными уроками игры на скрипке, но уже в 1946 году основал Портлендский камерный оркестр (он остается старейшим в США действующим камерным оркестром) и 20 лет прослужил его дирижером.
На аукцион полотна попали от наследников Сирпо; вывезенные вместе с другой обстановкой из Финляндии, они полвека не покидали семейный дом. Самая впечатляющая работа — портрет отца Иоанна Цветкова (1924), настоятеля православного храма в Куоккале, который посещали и русские, и православные финны.
В Куоккале (с 1948 года — Репино) финское и русское население жило по соседству начиная со Cредних веков. В результате русско-шведской войны 1808–1809 годов Карельский перешеек вошел в состав Российской империи как часть Великого княжества Финляндского. С 1870-х годов, когда началось строительство Финляндской железной дороги, богатые петербуржцы стали обзаводиться дачами на берегу Финского залива. В 1899 году участок в Куоккале купил Илья Репин; новая большая усадьба художника получила название «Пенаты» и превратилась в центр культурной жизни России. После обретения Финляндией независимости Репин оказался за границами Советской России.
Первая деревянная церковь Преображения Господня появилась здесь в 1894 году. Все куоккальские жители: и православные, и лютеране, и католики — собирались в ней как в единственном богослужебном заведении в поселке. Храм сгорел на Пасху 1909 года, был отстроен и снова сгорел от удара молнии в 1916-м. Новое здание, возведенное в 1917 году, простояло до войны 1939–1940 годов, когда было окончательно уничтожено.
С 1920 года настоятелем храма был отец Иоанн Цветков (1849–1938). Выпускник Псковской духовной семинарии, более 30 лет он прослужил в Новоладожском уезде, а затем в Красном Селе (между Гатчиной и Петербургом). Оттуда ушел с семьей в 1919 году вслед за войсками генерала Юденича и переправился на ледоколе в Финляндию. Осенью 1920 года был назначен пастырем в Куоккалу, где прослужил еще почти 20 лет сначала на скромном жаловании, а потом и вовсе без него. Пережив Илью Репина, которого отпевал в 1930 году, тихо скончался в кругу близких, дожив до 89 лет.
«Если мы вспомним образы священников раннего Репина — напористых, краснолицых, почти зловещих, то этот портрет показывает человека, проникнутого идеей служения Господу и помощи людям. Он окружен золотым сиянием ризы, а его голову осеняет ангел», — подчеркивает Екатерина Макдугалл. «Представленный на аукционе портрет Иоанна Яковлевича Цветкова является одним из лучших портретов, созданных Репиным в двадцатые годы, — пишет в статье к каталогу аукциона директор Музея-усадьбы Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. — Гости художника, видевшие эту работу в Пенатах, восхищались ею и называли шедевром». После революции отношение Репина к религии изменилось. В 1920-х он стал прихожанином храма Преображения Господня в поселке Куоккала. «Обычно приходил к началу службы и присутствовал до конца, и даже пел на клиросе, — рассказывает Бородина. — Со священником (протоиереем) церкви Иоанном Яковлевичем Цветковым они стали друзьями. Батюшка часто навещал Репина в Пенатах и неоднократно позировал художнику. В куоккальской церкви отец Иоанн, провожая художника в последний путь, совершил обряд отпевания».
В 1890-х Репин заинтересовался импрессионизмом, символизмом и даже декадентством и познакомился с Натальей Нордман, которая стала его спутницей жизни, другом и музой. Темы мистического символизма и сердечной драмы соединились на втором полотне художника из коллекции аукциона — «Встреча Данте и Беатриче».
Кроме картин Репина на предстоящих торгах будут представлены лесной пейзаж Ивана Шишкина и «Вид на Кремль зимой» Александра Горбатова. Среди работ нонконформистов — произведения Леонида Пурыгина, Бориса Свешникова, Олега Целкова.
«К сожалению, русские покупатели, проживающие в России, в аукционе участвовать не могут, — отмечает Екатерина Макдугалл. — В прошлом аукционе того же формата, в марте 2023-го, участвовало много новых европейских, в частности французских, и американских покупателей; списки наших клиентов обновились на 80%. В условиях санкций, на мой взгляд, разумнее проводить аукционы более частые, но меньшего формата: четыре раза в год торги поменьше вместо двух, но больших».