18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Туфельки не для Золушек, а для обычных женщин

Туфли-лодочки из золотистой кожи с фигурным контуром верха. 1980-е. Фото: ГМИ СПб
Туфли-лодочки из золотистой кожи с фигурным контуром верха. 1980-е.
Фото: ГМИ СПб
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Музей истории Санкт-Петербурга выпустил уникальное издание, посвященное женской городской обуви. Каталог коллекции музея охватывает два последних столетия и рассматривает главным образом массовую продукцию фабрик и мануфактур

Каталог «Женская обувь XIX–XX веков» посвящен не только моде на обувь за последние два столетия, но и истории появления и развития петербургских и ленинградских обувных предприятий. Книга позволяет узнать и об особенностях формирования коллекции обуви самого Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб). В его фондах представлены как уникальные изделия поставщиков императорского двора, так и предметы массового производства советской эпохи.

«Женская обувь ХIX-XX веков в собрании ГМИ СПб»/Автор-составитель М.В. Терехова. СПб: ГМИ СПб, 2022. 448 с., цв.ил.
«Женская обувь ХIX-XX веков в собрании ГМИ СПб»/Автор-составитель М.В. Терехова. СПб: ГМИ СПб, 2022. 448 с., цв.ил.

Коллекции исторических костюмов и обу­ви можно увидеть практически во всех крупных музеях страны. Особенно богатыми собраниями обладают Эрмитаж и дворцы-музеи вокруг Петербурга. Они показывают во всем разнообразии предметы из гардеробов членов императорской и великокняжеских семей, среди которых немало настоящих шедевров башмачного искусства. Но в них отсутствует повседневная обувь петербуржцев разных сословий. Рядовая обувь хранится в различных краеведческих и исторических музеях по всей стране, но такие собрания, как правило, невелики и фрагментарны. Одной из самых крупных коллекций повседневной обуви массового производства обладает Музей обуви в городе Кимры, историческом регионе обувной промышленности. Но по сравнению с собранием Музея истории Санкт-Петербурга она носит ярко выраженный местный характер. Дополнительная ценность коллекции петербургского музея состоит в том, что в ней имеются не только образцы индивидуального, кустарного пошива, но и обувь массового производства, известная на всю страну. Фактически собрание ГМИ СПб позволяет увидеть историю обуви в России во всем ее объеме.

«Свой каталог мы делали, чтобы специально показать не уникальные вещи, а представить обувь как срез городской культуры, — рассказала нашему изданию Мария Терехова, автор-составитель книги и научный сотрудник музея. — Это действительно первый в России такого рода каталог, хотя разные музеи проводили многочисленные выставки одежды и обуви и выпускали к ним каталоги. В них можно увидеть очень красивые, эксклюзивные вещи, а мы представили обувь в контексте быта горожан, петербуржцев и ленинградцев, за последние два века».

Демонстрация коллекции, созданной модельерами ЛДМО в честь 50-летия СССР. 1967. Фото: Б.С. Лосин/ГМИ СПб
Демонстрация коллекции, созданной модельерами ЛДМО в честь 50-летия СССР. 1967.
Фото: Б.С. Лосин/ГМИ СПб

Коллекция обуви ГМИ СПб насчитывает около 800 предметов, значительная ее часть относится к советскому периоду, хотя первый экземпляр женских туфель из музейного собрания датируется 1820 годом. Целенаправленное формирование коллекции обуви началось в 1953 году, когда в музей были переданы предметы из так называемых кабинетов номенклатуры, где была представлена как массовая продукция, так и образцы, не дошедшие до конвейера.

Рассказывает каталог и об истории обувных мануфактур. Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры было учреждено в 1859 году и вскоре получило название «Треугольник» (в советское время — «Красный треугольник»). Оно выпускало резиновые галоши и ботики, столь нужные в дождливом климате Петербурга. В 1882 году в столице империи возникло Товарищество санкт-петербургского механического производства обуви, в 1910 году получившее название «Скороход». Во второй половине XX века «Скороход» стал крупнейшим в стране производителем обуви. Образцы производства этих предприятий детально представлены в каталоге. Научные статьи дополнены обширным изобразительным материалом: историческими фотографиями, документами, рекламными плакатами, репродукциями картин. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+