18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сильвио Берлускони и искусство: скандал с Либескиндом, Тициан и мавзолей

Сильвио Берлускони. Фото: EricVandeville/ABACAPRESS.COM
Сильвио Берлускони.
Фото: EricVandeville/ABACAPRESS.COM

На протяжении многих лет во главе правительства Италии Берлускони публично критиковал проекты в области архитектуры и современного искусства и собирал свою коллекцию искусства классического для резиденции под Миланом

Сильвио Берлускони, скандальный и прямолинейный медиамагнат, в период с 1994 по 2011 год трижды возглавлявший итальянское правительство, скончался в возрасте 86 лет 12 июня, а в день похорон политика, 14 июня, в стране объявлен национальный траур.

На протяжении десятилетий Берлускони был известен на политической арене и за ее пределами своими непристойными и часто ксенофобскими комментариями по вопросам культуры и эстетики.

Примером его скандальных высказываний является отзыв по поводу нового офисного здания миланской ярмарки Fiera Milano, спроектированного знаменитым архитектором Даниелем Либескиндом. В начале своего третьего срока на посту премьер-министра он пригрозил отозвать разрешение на реализацию этого проекта, после того как архитектор назвал его «ксенофобом», а политику Берлускони — «отвратительной». Берлускони стал критиковать архитектурный проект — изогнутый небоскреб Либескинда — в преддверии выборов в 2008 году. Итальянская газета Corriere della Sera сообщила, что премьер возражал против проекта, потому что тот был недостаточно мужественным и вызывал «чувство бессилия».

Здание PricewaterhouseCoopers (PwC) Tower, спроектированное Даниелем Либескиндом. Фото: Hufton & Crow
Здание PricewaterhouseCoopers (PwC) Tower, спроектированное Даниелем Либескиндом.
Фото: Hufton & Crow

В интервью Corriere della Sera Даниель Либескинд сказал: «В фашистской Италии все, что не было „прямым“, считалось „извращенным искусством“... Моя башня вдохновлена работами Леонардо да Винчи и великой итальянской культурой. [Берлускони] не имеет времени или интеллекта, чтобы изучить их. Как американец и еврей, выросший в Польше, я нахожу Берлускони отвратительным. Его концепция национализма, закрытия границ и отрицания того, что отличается от других, отвратительна. Он ненавидит иностранцев».

Берлускони, по-видимому, был настолько оскорблен этими словами, что дал понять, что заблокирует возведение здания, если архитектор не принесет извинений. Пресс-секретарь разработчиков Fiera Milano в тот момент заявила, что проект все еще «в работе». В итоге башня была завершена в 2017 году и получила название PricewaterhouseCoopers (PwC) Tower.

Дитя Милана

Сильвио Берлускони родился в Милане в 1936 году в семье, принадлежавшей к среднему классу. Он посещал одну из лучших школ Сант-Амброджио и изучал право в Миланском университете, а затем занялся проектами в сфере недвижимости в пригороде Милана и основал Mediaset, крупнейшую коммерческую телекомпанию Италии. Прорывом в его карьере стало изменение закона в 1984 году, отменившее монополию государственной телерадиокомпании RAI на национальное вещание. Это дало ему возможность создать первую и единственную национальную коммерческую телевизионную сеть в Италии. Всю жизнь он оставался тесно связанным с родным городом и в течение многих лет был владельцем одной из его великих футбольных команд — AC Milan.

В 1993 году его политический покровитель Беттино Кракси отправился в добровольное изгнание в Тунис после того, как его признали виновным в коррупции и незаконном финансировании Итальянской социалистической партии. В следующем году Сильвио Берлускони основал правоцентристскую партию Forza Italia («Вперед, Италия!»), использовал собственные телеканалы для продвижения своей кандидатуры и в итоге победил на выборах премьер-министра.

Президент России Владимир Путин (второй  Встреча Владимира Путина и Сильвио Берлускони с деятелями культуры России и Италии, среди которых директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова. 2003. Фото: Сергей Величкин/ИТАР-ТАСС
Президент России Владимир Путин (второй Встреча Владимира Путина и Сильвио Берлускони с деятелями культуры России и Италии, среди которых директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Антонова. 2003.
Фото: Сергей Величкин/ИТАР-ТАСС

В 2012-м он был осужден за налоговое мошенничество и поэтому в следующем году потерял место в итальянском сенате. Полученные им по приговору четыре года тюремного заключения были заменены почти годом общественных работ в доме престарелых в Милане. После того как в 2018 году был снят запрет на занятие им государственных должностей, Берлускони вернулся в политику, став депутатом Европарламента в 2019 году. Его партия Forza Italia является частью правого правительства, сформированного в прошлом году Джорджией Мелони.

Считалось, что давняя дружба Сильвио Берлускони с президентом РФ Владимиром Путиным стала причиной укрепления культурных связей между двумя странами, основанных на исторически теплых отношениях между Коммунистической партией Италии и Советским Союзом. Это привело к росту выставочного обмена шедеврами между российскими и итальянскими музеями.

"Мадонна Бенуа" Леонардо (1478) - одна из картин эпохи Возрождения, предоставленных Эрмитажем для показа в Италии. Это полотно демострировалось в 2019 г. в Национальной галерее Умбрии. Фото: Marco Giugliarelli/ Galleria Nazionale dell’Umbria
"Мадонна Бенуа" Леонардо (1478) - одна из картин эпохи Возрождения, предоставленных Эрмитажем для показа в Италии. Это полотно демострировалось в 2019 г. в Национальной галерее Умбрии.
Фото: Marco Giugliarelli/ Galleria Nazionale dell’Umbria

Фигурой, которая лучше всего иллюстрирует смешанный подход к искусству и итальянскому наследию в годы правления Берлускони, является заместитель министра культуры в его правительстве искусствовед Витторио Згарби. Поборник сохранения национального наследия, в 2001 году Згарби предпринял попытку приобрести для государства легендарную античную коллекцию Торлония — величайшее собрание, находящееся в частных руках. Попытка завершилась неудачей, однако «мраморы Торлония» были выставлены в Капитолийских музеях в Риме и сейчас, спустя 20 с лишним лет, вновь оказались в центре дебатов о национальном наследии. Во время третьего срока Берлускони Витторио Згарби курировал проект в итальянском павильоне на 54-й Венецианской биеннале 2011 года, в котором приняли участие 200 художников и совет консультантов из разных областей искусства, включая поэтов и ученых. Этот проект был воспринят как вызов пуристам глобального мира современного искусства. Основная идея павильона, по словам Згарби, заключалась в том, чтобы «непредвзято взглянуть на современное состояние искусства в Италии и избежать „мафиозных“ рекомендаций и предложений от конкретных искусствоведов и галеристов». Девизом проекта было “L’arte non è cosa nostra”.

Часть коллекции «мраморов Торлония». Фото: Sky TG24/Corriere della Sera
Часть коллекции «мраморов Торлония».
Фото: Sky TG24/Corriere della Sera

Любовь к ботанике и старым мастерам

Сады на вилле Чертоза на Сардинии, где политик принимал Владимира Путина и британского премьер-министра Тони Блэра, Сильвио Берлускони превратил в ботаническое чудо.

Он никогда не отличался особым вкусом во внутреннем убранстве домов, однако на своей любимой вилле Сан-Мартино в Аркоре к северу от Милана собрал коллекцию произведений старых мастеров. Последним приобретением в нее стал тициановский портрет Ипполито Медичи 1533 года. Собрание бывшего премьер-министра также включает копию «Антеи» Пармиджанино 1525 года и портрет маркизы Анны Казати Стампы работы Пьетро Аннигони 1969 года. Здесь же, в Сан-Мартино, началась церемония прощания с Сильвио Берлускони, продолжившаяся в Миланском соборе.

Во время церемонии прощания с Сильвио Берлускони на вилле Сан-Мартино в Аркоре. Фото: Alessandro Bremec/LaPresse via ZUMA Press
Во время церемонии прощания с Сильвио Берлускони на вилле Сан-Мартино в Аркоре.
Фото: Alessandro Bremec/LaPresse via ZUMA Press

Франко Фанелли в статье в Il Giornale dell’Arte (входит в сеть TAN) подчеркивает, что, несмотря на огромное богатство, Берлускони не занимался меценатством и не заказывал произведения искусства, за исключением семейного мавзолея, созданного скульптором Пьетро Кашелла. «В то же время, — пишет Фанелли, — Берлускони стал любимым героем уличных художников, неопоп-живописца Доменико Венециано, а также самого блестящего итальянского карикатуриста Алтана, который запечатлел его огромные глаза (Берлускони не любил сниматься в профиль)».

Семейный мавзолей был возведен на вилле Сан-Мартино в 1990-х годах, вскоре после смерти отца политика. Он выстроен из белого мрамора, привезенного из Апуанских Альп, и украшен абстрактной скульптурой; к беломраморному саркофагу ведет широкая лестница. Однако скончавшаяся в 2008 году мать Берлускони была похоронена рядом с мужем на обычном кладбище. Изменение итальянского закона о захоронениях вблизи жилых домов в частной собственности может помешать и самому Сильвио Берлускони быть погребенным на вилле. Как бы то ни было, но о месте его захоронения до сих пор ничего не известно, хотя некоторые итальянские СМИ предполагают, что это все-таки будет мавзолей.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+