Коллаборация BoscoVesna & Lublinsky — яркий пример мировой тенденции. Сегодня у искусства и индустрии моды есть десятки поводов для взаимодействия, совместные проекты работают на благо и во славу всех участников. Хотя еще лет 20 назад коллаборации художников и модных домов критики воспринимали скептически. Считалось, что тиражирование образов высокого искусства разрушает их уникальность и негативно влияет на репутацию художника. Но в наши дни ситуация изменилась: художники и бренды начали остро нуждаться друг в друге. Выставки моды становятся самыми посещаемыми в музеях — достаточно назвать ежегодный гала-вечер Метрополитен-музея, приуроченный к очередной выставке из истории костюма, за которым в сетях следят миллионы «болельщиков».
Сегодня «коллабы» воспринимаются как вариант обмена не только идеями, но и целевыми аудиториями. Но это не главное. Многим молодым художникам (например, в России Покрасу Лампасу, сотрудничавшему с Comme des Garçons, Dries Van Noten, Fendi) коллаборации дают новые возможности осуществить свои замыслы.
Одной из тенденций последних десятилетий стало открытие арт-центров под эгидой fashion-брендов. Первопроходцем еще в 1994 году выступила Миучча Прада, учредившая Фонд Prada. В 2015-м он обрел новый дом в Милане (старинная фабрика была перестроена по проекту Рема Колхаса в выставочное пространство). В 2014-м в Париже открылся грандиозный музей Фонда Louis Vuitton (автор здания — архитектор Фрэнк Гери). В 2021-м Тадао Андо завершил реконструкцию парижской Торговой биржи, где разместились хиты коллекции Франсуа Пино, владельца брендов Balenciaga, Gucci, Saint Laurent и аукционного дома Christie’s. И это только самые яркие примеры.
Среди модных домов лидером по количеству коллабораций с современными художниками является Louis Vuitton. В числе тех, кто с ним работал, — Йонас Вуд, Сол Левитт, Джеймс Розенквист. Почти 15 лет продолжалось сотрудничество с японским художником Такаси Мураками, который, в частности, создал Multicolor Monogram — начертание букв LV в 33 различных цветовых комбинациях. Мураками отвечал и за дизайн магазинов, и в один из сезонов нежно-розовые бутики LV больше напоминали домики Барби, чем средоточие эталонного люкса. В 2017 году Louis Vuitton выпустил серию «Глядя на шар» с Джеффом Кунсом. По замыслу художника шарфы и палантины, сумки и кошельки были украшены фрагментами произведений Леонардо да Винчи, Винсента ван Гога, Клода Моне.
Событием стало приглашение в 2012 году в партнеры Louis Vuitton тогда 83-летней Яёи Кусамы. Яркая авангардистка 1960-х годов, долгое время она была полузабыта, но в 1990-е вернулась на арт-сцену. Коллаборация с Louis Vuitton поставила ее в ряды самых важных художников планеты: не только одежда и аксессуары, но и магазины марки оказались «засыпанными» цветным горошком Кусамы, заставлены ее причудливыми объектами-тыквами, был выпущен даже фильтр для мобильных телефонов, позволявший раскрасить фотографии в цвета Кусамы. А музеи наперебой стали показывать ее инсталляции. В январе 2023-го на фасаде магазина LV в Париже установили гигантскую надувную куклу — портрет художницы, а в Нью-Йорке появился даже рисующий робот с ее обликом.
Многим запомнилось и то, как здание Фонда Louis Vuitton в Париже в 2016 году было преображено классиком французского искусства Даниелем Бюреном. В 1960-е антибуржуазный левак, сегодня он с удовольствием раскрасил в красно-сине-желто-зеленый стеклянную крышу корпоративного музея, добившись эффекта витражей и назвав этот паблик-арт «Обсерватория света».
Образы современного искусства инкорпорирует в свои коллекции и Dior. В 2013-м дизайнер марки Раф Симонс разработал серию сумочек с рисунками Энди Уорхола. В 1950-е Уорхол был успешным рекламным художником. Его обувные скетчи идеально легли на современные аксессуары. В 2013-м же бренд Alexander McQueen выпустил «коллаб» с Дэмиеном Хёрстом — платки с черепами и насекомыми. Дизайнер Марк Джейкобс постоянно использует образы современного искусства. Например, он брал произведения иллюстратора Джуди Верхувен для коллекции спортивной обуви Vans.
Модные дома привлекают современных художников для оформления показов и участия в промоакциях. Так, в 2020-м Риккардо Тиши, в тот момент креативный директор Burberry, провел модный показ в лесу, и гвоздем программы, помимо новой коллекции, стал перформанс немецкой художницы Анне Имхов, обладательницы «Золотого льва» Венецианской биеннале 2017 года.
Сотрудничество Андрея Люблинского и компании BoscoVesna вписывается в общемировой тренд. То, что Люблинский стал участником пилотной коллаборации, а компания уже анонсировала долгосрочную программу взаимодействия с современными художниками, совсем не случайно.
Выпускник Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица и немецкой Kunsthochschule Berlin-Weissensee, Андрей Люблинский прославился яркими скульптурами-объектами в городском пространстве, напоминающими огромные детские игрушки в минималистском стиле. У него состоялось около 40 персональных выставок, больше сотни его работ были установлены в разных городах России и мира. Среди самых известных — красные человечки в Перми, желтый утенок в Парке Горького и крокодил на дизайн-заводе «Флакон» в Москве.
Компания Bosco, один из лидеров люксового ретейла в России, включила современное искусство в сферу своих интересов в 2015 году, когда работы российских художников начали появляться на обложках корпоративного журнала BoscoMagazine. Вдохновителем и создателем проектов-коллабораций с современным искусством Bosco стал Игорь Казаков, инициатор фестиваля и директор галереи «ГУМ-Red-Line». Он же выступил автором идеи коллаборации с Андреем Люблинским — уже в качестве директора BoscoVesna.
В 2019 году был проведен первый фестиваль «ГУМ-Red-Line»: работы звезд нашего искусства были выставлены в 15 павильонах на первой линии знаменитого магазина. В 2021 году под эгидой Bosco на Красной площади состоялась выставка паблик-арта «Красный сад». Было показано восемь необычных скульптур современных авторов, а на третьем этаже универмага открылась галерея «ГУМ-Red-Line», где выставляются ведущие российские художники, в частности Гоша Острецов, Николай Полисский, Аристарх Чернышев. У Андрея Люблинского там также состоялась выставка, которая положила начало сотрудничеству.
Вполне закономерно, что свой опыт в оформлении больших публичных пространств компания перенесла на новую площадку — в центр BoscoVesna на Новом Арбате, средоточии остро актуальных брендов. Девиз торгового центра — «Новые впечатления. Новое настроение». Для проекта художником было создано более 30 произведений: баннеры и видеоинсталляции, скульптуры из дерева и металла и гигантские четырехметровые надувные фигуры. Искусство появилось на фасаде магазина, в центральном атриуме, в пространстве бутиков, тем самым связав улицу и интерьеры одной визуальной темой.
Художник продумал все — от больших рекламных экранов и торговых подиумов до дизайна оберточной бумаги. Заслуженно, что имя Lublinsky появилось на фасаде магазина, художник позиционируется в качестве главной звезды и модного бренда.
По словам Андрея Люблинского, сложность состояла в том, что произведения должны были быть масштабными, чтобы заполнить довольно внушительное пространство, их надо было проектировать с учетом быстрого монтажа, они должны были передавать дух места, но одновременно не перегружать его визуальной информацией.
Как считают организаторы, «искусство подчеркивает яркость и уникальность и самих посетителей BoscoVesna». А также тот факт, что выбор одежды — игра и акт творчества.
Добиться разнообразия и в то же время цельности всей истории художнику, очевидно, помог принцип конструктора: сочетание базовых геометрических фигур-модулей и основных цветов дает массу вариантов, не зря Люблинский когда-то защитил диплом в академии на тему «Игра как метод дизайна» и сегодня охотно дает желающим мастер-классы по созданию собственных скульптур из готовых «деталей».
В рамках коллаборации в BoscoVesna организовано дискуссионное пространство — гостиная школы Masters, где проходят встречи, лекции и презентации на темы искусства, кино и дизайна. Более того, была запущена серия NFT, где каждая фигурка уникальна, хотя и похожа на остальные.