18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка «1703» показывает современное искусство как пространство, объект и иллюзию

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

В петербургском Манеже открылась ярмарка искусства «1703». Она проходит во второй раз и в нынешнем году привлекла вдвое больше участников, которые представляют все формы и форматы современного российского искусства

Ярмарка искусства «1703» собрала более 30 галерей из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Калуги, к которым присоединилась одна галерея из Турции. Стенды участников заняли два этажа петербургского Манежа, объединенных «зиккуратом», как называют его организаторы, лектория (образовательная и культуртрегерская функция тут не менее важна, чем коммерческая).

Справка
Ярмарка искусства «1703»

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703» инициирована ПАО «Газпром», проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и включена в программу фестиваля культуры Петербургского международного экономического форума «Петербургские сезоны». Проект призван содействовать развитию современного искусства, художественного рынка и института коллекционирования в России.

Еще…

Генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив «Газпрома» Вадим Навоенко на открытии особо подчеркнул важность сотрудничества в этом проекте: «Сегодня мы открываем вторую Санкт-Петербургскую ярмарку искусства „1703“. Этот проект — часть большой работы по сохранению и развитию искусства, которую „Газпром“ проводит совместно с правительством города».

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

В этом году команда ярмарки приняла решение не разбивать участников по секциям, за исключением отдельной зоны, целиком посвященной цифровому искусству, и раздела специальных проектов. На своих стендах галереи вольны как угодно соединять работы состоявшихся авторов и молодых художников и произведения, выполненные в самых разных техниках — от традиционного «холст, масло» до видео-арта и NFT. Решение оказалось удачным и дало возможность каждой галерее сформировать индивидуальное лицо — из которых в конечном итоге складывается лицо ярмарки. «Ярмарка показывает, — пишут организаторы, — что галерейный мир современного искусства чутко отражает окружающую реальность и постоянно адаптируется к современности». Цены на большинство работ доступны, иногда указаны прямо на этикетках или скачиваются по QR-коду.

Похоже, большинство галерей показывают искусство переходных состояний, сосредоточены на теме памяти и изменчивости, а также изучают взаимодействие человека и мира — физического и духовного.

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

Пейзаж воспринимается современными художниками субъективно. Так, галерея Pennlab исследует природу глазами Анастасии Цайдер с фотографиями из серии «Аркадия» с утонувшими в зелени жилыми домами и Владислава Ефимова, в проекте которого «Вокруг леса» скользящий взгляд прохожего превращает деревья и кусты в зеленые смазанные линии. Галерея «Культпроект», которой особо удается объединение в одном проекте различных жанров и медиа, буквально построила пространство своего стенда из пейзажей Егора Плотникова и Евгении Буравлевой. Даже портрет становится субъективным: ученица Айдан Салаховой Полина Филатова пишет конкретных людей, но с закрытыми лицами, погруженных в намеренно обширный пустой белый фон, потерянных, одиноких (Arts Square Gallery, цены на эти работы в диапазоне 150–250 тыс. руб.).

Пространство памяти гораздо более зыбкое и сложное, чем физическое. Объекты-коконы Саши Павловской консервируют забытое и должны хранить ключи к воспоминаниям, но внутри изящных белых скорлупок — чернота. Интересно, что нижегородская галерея Futuro напротив ее работ на контрасте помещает максимально реальную мастерскую художника Паши Бумажного, набитую памятными вещами, собранными в своего рода гербарий.

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

Очень эффектно, на контрастах фактур и медиа, построен стенд Art & Brut Gallery. Здесь монолиты тональных арт-объектов из эпоксидной смолы Яна Тихоненко (по 140 тыс. руб.) соседствуют с вышивкой Саши Браулова — крошечными кусочками ткани, фигурки и здания на которых попадают как в тему сентиментального, так и в тему навсегда утраченного (от 45 тыс. до 180 тыс. руб.).

Цифровое искусство дает невероятные возможности для работы с пространством, воспоминаниями и иллюзиями. Петербургская Masters Digital Gallery представила сложную экспозицию о цифровом измерении в искусстве, существующем на равных с физическим. Здесь соседствуют тиражная NFT Дмитрия Шабалина (тираж 10 штук, по 60 тыс. руб.) и монументальный видео-арт Дениса Давыдова (1,7 млн руб.). На стенде московской Generative Gallery эпоксидной смолой навечно залиты слои данных — слова и изображения, написанные нейронными алгоритмами. Это работы Антона Бунденко, некоторые из них имеют еще и слой дополненной реальности (цены в диапазоне от 95 тыс. до 500 тыс. руб.).

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

Для игры с объемами и иллюзиями использовать возможности цифрового искусства не обязательно. Pogodina Gallery показывает знаменитую представительницу петербургской «Новой академии» Ольгу Тобрелутс. На ее лентикулярных панелях (линзовый растр) проступают античные образы, меняющиеся, выступающие в пространство перед плоскостью, разворачивающиеся при смене точки зрения (самое впечатляющее — триптих, посвященный скульптуре Летнего сада).

Молодой художник Алексей Головин (Askery Gallery) нашел свой путь к объему. Начав с гиперреализма, он пришел к созданию рельефных объектов из тысяч саморезов (их требуется 10 тыс. на работу), при этом не утратив связь с живописью — головки саморезов покрашены маслом (300–400 тыс. руб. за работу).

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

На ярмарке достаточно вполне материального и незыблемого — и в именах, и в объектах. «Март» позиционирует себя как галерея современного фундаментального искусства, то есть искусства традиционных технологий. Здесь показывают мастерские шелкографии Юрия Шабельникова. 11.12 Gallery выбрала завораживающие и ироничные фантазии Рината Волигамси, среди которых самая впечатляющая — барак, установленный на стилобат от Парфенона (1,4 млн руб.). Одна из старейших московских галерей современного искусства Fineart Gallery предлагает погрузиться в момент «здесь и сейчас» безо всяких дополнительных смыслов, показывая художников с уже сложившейся славой и аудиторией — Дмитрия Шорина и Сергея Шаблавина.

Галерея «Люмьер» представляет винтажные, поздние и современные отпечатки российских классиков отечественной фотографии, среди которых конструктивист Борис Игнатович и мастер репортажа Аркадий Шайхет, летописец Москвы Наум Грановский, певец эпохи оттепели Владимир Лагранж.

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

«Е.К.АртБюро» поставило себе задачу глубже исследовать петербургскую аудиторию, предлагая как классиков, так и более молодых авторов. Цены на стенде колеблются от 15 тыс. руб. (за коллажи Дины Булавиной) до 8 млн руб. (монументальные «Нарциссы» Лаврентия Бруни). Есть здесь и по-настоящему новые звезды. Например, Гаянэ Аветисян, получившая первый успех на ярмарке blazar, работы которой точно попадают в настроение настоящего и одновременно показывают знакомство с искусством прошлого.

Иностранные художники на ярмарке хоть и немногочисленны, но есть. Галерея Ambidexter из Стамбула представляет своих ведущих мастеров, среди которых, например, Айда Демирджи с абстрактными, яркими и гармоничными работами на бумаге. На стенде Центра визуальной культуры Béton из Москвы рядом с крупноформатными фотографиями Саши Генциса и творческой группы ГрОМ представлены «Парады» гонконгского фотографа Алмонда Чу, размышляющего об индивидуальности и социуме. Все фигуры на его снимках — это сам художник, размноженный средствами цифровой фотографии. Работа Афры аль-Дахери из Абу-Даби «Пространство для импровизации» у галереи «Тираж» — это пустой белый холст с просвечивающим подрамником сложной формы (1,6 млн руб.).

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

Блок самостоятельных и важных выставок образует некоммерческий спецпроект KGallery, посвященный художникам ленинградской пейзажной школы — Александру Ведерникову, Николаю Лапшину, Вячеславу Пакулину и другим, создавшим свой образ города. Стенд рядом позволяет познакомиться с «Городом» другой эпохи. Здесь из корпоративной коллекции Газпромбанка выбраны фотографии Тимофея Парщикова и Михаила Розанова, а также работы Ивана Чуйкова, в которых городские виды и отдельные их фрагменты становятся материалом для сложных визуальных размышлений. На стенде с помощью 3D-тура можно основательнее изучить коллекцию банка — первое корпоративное художественное собрание, целенаправленно посвященное искусству «новой России», с начала 1990-х годов по сегодняшний день.

Лекторий. Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023. Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»
Лекторий. Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». 2023.
Фото: Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703»

Ярмарка продлится до 18 июня, и каждый день в ее пространстве будут проходить лекции экспертов в области современной культуры о законах и перспективах художественного рынка, международных ярмарках, традициях коллекционирования и трендах актуального искусства.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+