О царственном басе рассказывают 200 произведений из собраний Музея театрального и музыкального искусства, Русского музея, Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А.Бахрушина, Музея Академии художеств, Музея архитектуры им. А.В.Щусева, Санкт-Петербургского музыкального театра им. Ф.И.Шаляпина. Выставка расположилась в парадных залах одного из старейших в Петербурге зданий — Шереметевского дворца Музея театрального и музыкального искусства, где, благодаря поддержке банка ВТБ, уже второй год идет работа по созданию постоянной музыкальной экспозиции. Дворец — хранитель уникальной императорской коллекции музыкальных инструментов.
Идея куратора выставки Елены Грумад, старшего научного сотрудника музея, состояла в том, чтобы представить Федора Шаляпина как русского «селфмейдмена», консерваторий не оканчивавшего, но завоевавшего музыкальный мир своим голосом и актерским дарованием. «Я воспитывался в трактире, а не в лицеях», — писал Шаляпин в мемуарах. Елене Грумад удалось избежать дидактического повествования о биографии певца: о бренде надо рассказывать не текстами, а яркими образами, благо иконография богата, ведь Шаляпина изображали в жизни и на сцене лучшие русские художники, со многими он дружил.
Дизайнер проекта, известный петербургский архитектор Сергей Падалко, предложил визуальное решение темы «сын прачки — мировая знаменитость», построив два пространства. Первое — о детстве. Зритель оказывается в темном кубе: то ли в театральном трюме, то ли на колосниках сцены. По стенам натянуты и слабо колышутся канаты, предоставленные Театром им. Шаляпина, где сейчас идет реконструкция. Это здание Народного дома, в котором великий бас часто выступал в начале ХХ века. За канатами просматриваются старые фотографии Суконной слободы в Казани, где прошло Федино детство, а также картина Ивана Богданова «Новичок» (на ней мальчишку-подмастерье отчитывает пьяный сапожник). Картина «Балаганы» Бориса Кустодиева напоминает о том, откуда взялся интерес Шаляпина к театру, а русская рубаха, купленная певцом в 1936 году в Шанхае, — что он не забывал о своих корнях на склоне лет. В центр зала помещен объект петербургского художника Нестора Энгельке «Корни Шаляпина» — огромная соха из необработанных березовых и сосновых жердей. Решение, может, слишком буквальное — «Шаляпин от сохи», зато снижает пафос, что важно для показа великого певца, первого народного артиста советской республики.
В центре второго зала, который имеет историческое название Оружейный, — подлинная гримерка Шаляпина из Мариинского театра со всеми принадлежностями и кусок пола, подаренный певцу рабочими сцены на память о выступлении в роли Мефистофеля. Эти экспонаты хранятся в петербургском театральном музее. От гримерки расходятся «лучи»: на стенах и в витринах — портреты Шаляпина, его сценические костюмы, редкие фотографии, а также произведения, вдохновлявшие певца при работе над ролями.
«Чтобы найти лицо Грозного, я ходил в Третьяковку смотреть картины Шварца, Репина, скульптуру Антокольского», — вспоминал он. Картина Вячеслава Шварца «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» приехала из Москвы, скульптурные версии Марка Антокольского «Мефистофель» и «Иван Грозный» предоставили другие музеи. Дальше идет феерия портретов Шаляпина. Лежащий на диване (автор — Борис Григорьев), в виде обнаженного античного бога (Александр Яковлев) и, конечно, хрестоматийный двухметровый — в шубе (Борис Кустодиев).
Не уступит портретам в известности картина Александра Головина «Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова». Менее известны головинские изображения певца в ролях Мефистофеля и Демона. Только знатоки и фанаты Шаляпина видели прежде эскиз костюма Фарлафа, исполненный Виктором Васнецовым, Варяжского гостя — Михаилом Врубелем, небольшой портрет 1904 года кисти Валентина Серова, зарисовку «За репетицией» Леонида Пастернака, рисунок Юрия Анненкова «Федор Шаляпин в роли Ивана Грозного».
К трогательным мемориям относится книга «Боярская дума Древней Руси» Василия Ключевского с дарственной надписью автора. Певец ответственно готовился к исполнению роли Грозного. Художник Николай Харитонов под портретом Шаляпина в роли Бориса Годунова добавил текст: «Сердечному Федору Ивановичу Шаляпину от его поклонника». Куратор создала «Семейный альбом» певца, собрав туда редкие фото из коллекции Музея театрального и музыкального искусства.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Шереметевский дворец
«Царь Федор. К 150-летию Федора Ивановича Шаляпина»
До 22 октября