18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Музей-гараж: в конце 2024 года в здании Мельникова откроют Музей транспорта

Проект экспозиции Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект экспозиции Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Музей представил концепцию экспозиции, которая на двух этажах покажет в ретроспективе все многообразие московского транспорта — от гужевой повозки до электробусов

В гараже для грузовых машин на Новорязанской улице, который архитектор Константин Мельников спроектировал в сотрудничестве с инженером Владимиром Шуховым, вскоре разместятся не только грузовики, но и электробусы, и вагоны метро, и другие виды транспорта, начиная с гужевой повозки, которые служили жителям Москвы в разные эпохи. Дело в том, что после основательной реставрации здания в нем, по поручению мэра столицы Сергея Собянина, откроется постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы. Произойдет это в конце 2024 года.

Проект экспозиции Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект экспозиции Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Гараж, построенный в 1926–1929 годах на неудобном треугольном участке, получил нетривиальную форму полукольца. Теперь это кажется символичным. «Мелодика архитектуры Мельникова влияет на сторителлинг экспозиционных решений, ведь транспортная инфраструктура Москвы построена на кольцах», — отметила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко на пресс-конференции, посвященной реставрации гаража и его приспособлению под современное выставочное пространство. Она также подчеркнула, что гараж, являющийся видным памятником архитектуры авангарда, станет не только домом для основной экспозиции, но и главным ее экспонатом. Для этого зданию вернут чистоту формы, убрав наслоения и пристройки, которые возникли позднее и исказили его облик. Кроме того, музей не станут обносить оградой, чтобы сохранить максимально широкую зрительную перспективу.

Макет здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Макет здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Экспозиция разместится на двух этажах. С улицы, через новый вход в форме треугольника (дань уважения архитектуре авангарда с ее подчеркнутым геометризмом), посетители будут попадать в подземную часть музея, посвященную — что закономерно — истории московского метрополитена. Здесь ретроспективно будут показаны разные типы вагонов. Из подземной галереи публика будет подниматься на эскалаторах на первый этаж, где увидит все многообразие наземного транспорта: автомобили, автобусы, трамваи и так далее — всего 52 экспоната. Те виды транспортных средств, что не сохранились до наших дней, заменят полноразмерные макеты. Почти все объекты будут доступны к посещению: музей хотят сделать интерактивным, мультимедийным и безбарьерным.

Макет здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Макет здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

К созданию концепции приступили в 2020 году. К слову, именно тогда Музей транспорта Москвы начал новую жизнь после масштабной реорганизации. На реализацию проекта (а занимаются им архитектурное бюро «Меганом» и архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ») было выделено почти 3,7 млрд руб.

По словам главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова, этот проект «сравним по значимости с трансформацией ГЭС-2».

Процесс проектирования выставочного пространства подчинен задаче сохранения самого гаража, который является памятником архитектуры регионального значения. Предметом охраны, как уточнила на пресс-конференции главный архитектор музея Наталья Воронцова, выступает общая композиция фасадов, планировочные решения здания и материалы. Что касается фасадов, то, помимо вычинки кирпичной кладки, будет возвращен исторический облик витражам на торце: стеклоблоки 1960–1970-х годов заменят на светопрозрачные конструкции, какими их задумывал сам Мельников.

Проект здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Важно отметить, что проект потянул за собой и благоустройство всей Новорязанской улицы. По ней, к слову, пролегает один из участков так называемого музейного маршрута «Т» — еще одного проекта Музея транспорта Москвы. По этому маршруту ходят последние два московских троллейбуса (их даже украшали росписями современных художников, в частности Ирины Кориной). Теперь троллейбусы в буквальном смысле музейная редкость. Впрочем, пока их движение приостановлено в связи с работами по благоустройству Басманного района. Но к открытию музея маршрут должны запустить вновь.

Проект здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Проект здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Здание на Новорязанской улице — это уже второй гараж Мельникова, который трансформируется в музей. Так, Бахметьевский гараж выпустил из своих стен Музей современного искусства «Гараж», а затем стал Еврейским музеем и центром толерантности. Теперь же в Москве будет не только музей «Гараж» и музей в гараже, но и буквально музей-гараж. Ведь в сущности здание в Басманном районе, превращаясь в культурную институцию, сохранит и свою первоначальную функцию — хранение транспорта. Хороший маневр, чтобы умилостивить гения места.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+