18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О гармонии — на латыни, о грациозности — по-итальянски

Джотто ди Бондоне и его школа. «Рождество». Около 1310. Фрагмент фрески в Нижней церкви базилики Святого Франциска в Ассизи. Фото: Wikimedia Commons
Джотто ди Бондоне и его школа. «Рождество». Около 1310. Фрагмент фрески в Нижней церкви базилики Святого Франциска в Ассизи.
Фото: Wikimedia Commons
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Ренессансные поэты, писатели и ораторы внесли важный вклад в понимание и развитие изобразительного искусства. Знаменитый британский историк искусства Майкл Баксандалл внимательно проанализировал, как из риторики рождалась арт-критика

Потомственный искусствовед Майкл Баксандалл (1933–2008) избрал областью своих научных пристрастий эпоху Возрождения — как итальянского, так и германского. Темой его докторской диссертации, которую он писал под руководством великого историка искусства Эрнста Гомбриха, но не защитил, была сдержанность как модель ренессансного поведения. Баксандалл был научным сотрудником Института Варбурга и Музея Виктории и Альберта, профессором Корнеллского и Калифорнийского (Беркли) университетов. Самой популярной его монографией оказалась «Живопись и опыт в Италии XV века» (1972), изданная на русском в 2019-м. Сейчас русскоязычному читателю предлагается труд, написанный до того и посвященный более раннему периоду Ренессанса.

Майкл Баксандалл. «Джотто и ораторы. Суждения итальянских гуманистов о живописи и открытие композиции» / Пер. А. Завьяловой и А. Золотухиной. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 376 с. (Серия «Очерки визуальности»).
Майкл Баксандалл. «Джотто и ораторы. Суждения итальянских гуманистов о живописи и открытие композиции» / Пер. А. Завьяловой и А. Золотухиной. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 376 с. (Серия «Очерки визуальности»).

В 1971 году Майкл Баксандалл выпустил книгу «Джотто и ораторы» — исследование о текстах итальянских гуманистов, которые рассуждали и повествовали об истории, теории и практике живописи и скульптуры. Хронологические рамки исследования охватывают примерно столетие — с 1350 по 1450 год. Отчасти книга является антологией тематических латинских и греческих текстов. Основным предметом изучения стало соотношение языковой традиции и визуального восприятия.

По сути, итальянские гуманисты подхватывали и продолжали штудии античных предшественников. Павсаний, Филостраты (Старший и Младший), Каллистрат, а также известные и безвестные эпиграмматисты посвятили немало строк описанию художественных объектов. Ренессансные авторы неизбежно переходили от описания к интерпретации — к похвале и порицанию произведений возможно более выразительными и красивыми словами, иначе говоря, создавали художественную критику.

Джотто ди Бондоне. «Поцелуй Иуды (Взятие Христа под стражу)». 1305. Фото: Wikimedia Commons
Джотто ди Бондоне. «Поцелуй Иуды (Взятие Христа под стражу)». 1305.
Фото: Wikimedia Commons

Для описания и объяснения искусственного мира живописи и ваяния гуманисты использовали искусственный язык того времени — латинский интеллектуальный (важно, что не клерикальный). Достоинствам и недостаткам латинского языка как средства выражения Баксандалл посвятил первую главу. К примеру, в 1424 году Леонардо Бруни пишет рекомендации Лоренцо Гиберти относительно второй пары дверей флорентийского Баптистерия: «Я полагаю, что десяти историям на новых дверях, кои вы определили и коим положено быть из Ветхого Завета, должно иметь две вещи. В первую очередь им должно быть illustri, во вторую — significanti. Illustri я называю то, что может достаточно усладить глаз разнообразием рисунка, significanti — то, что обладает значительностью, достойной запоминания».

Гуманисты Треченто демонстрировали взаимный обмен метафорами — литературными и визуальными. Figura — это одновременно и тело или его форма, и риторическая фигура речи; status — это поза или положение, а также тип обсуждаемого вопроса; ingressus — походка или движение человека, а также начало чьей-нибудь речи; color — одновременно цвет и риторическое украшение речи; и так далее.

Джотто ди Бондоне. «Сцены из жизни святого Франциска». Фото: Wikimedia Commons
Джотто ди Бондоне. «Сцены из жизни святого Франциска».
Фото: Wikimedia Commons

В то же время Баксандалл отмечает ограниченность этой несколько схоластической критики. Вот два отклика на картину Пизанелло. Гуарино да Верона пишет на неоклассической латыни: «Quae lucis ratio aut tenebrae! distantia qualis! / Symmetriae rerum! quanta est concordia membris!» («Какая трактовка света и тени! Какое многообразие! / Какая симметричность предметов! Какая гармония частей!»). А вот Анджело Галли пишет по-итальянски: «Arte mesura aere et desegno / Maniera prospectiva et naturale / Gli ha data et celo per mirabil dono» («Искусство, mesura, aere и мастерство рисунка, / Maniera, перспектива и естественность — / Небеса чудом наделили его этими дарами»). Mesura, aere, maniera — это термины, описывающие светские танцы Кватроченто, соответственно, чувство ритма, чувство умеренности и грациозность — слова, не обнаруженные в латинском языке.

Во второй и третьей главах книги Майкл Баксандалл описывает, как гуманисты пытались своей фундированной риторикой воздействовать на вкус и технику художников и ценителей.

Джотто ди Бондоне. «Оплакивание Христа». Фото: Wikimedia Commons
Джотто ди Бондоне. «Оплакивание Христа».
Фото: Wikimedia Commons

Джованни Боккаччо формулирует основную цель живописца: «Постарайся, художник, чтобы написанная фигура, которая сама по себе есть не что иное, как немного краски, нанесенной с некоторым умением на доску, была столь же похожей на ту, которую произвела природа, и то движение, в котором он ее пишет, — естественно, на то движение, в котором она себя преподносит». Джованни да Равенна определяет параметры совершенства: «Ежели кто-то восхищается пропорциональностью частей превосходных картин, еще большего восхищения они будут достойны, когда к этой пропорциональности добавится красота цвета». Филиппо Виллани выстраивает хронологию новейшего искусства: от Чимабуэ через Джотто к Мазо ди Банко, Стефано и Таддео. (К слову, Джотто не часто встречается на страницах книги, несмотря на ее название.) Выученик византийцев Гуарино да Верона прибавляет цветистости тамошних экфрасисов. Лоренцо Валла основывает «критику критики» и придумывает чувственное восприятие и теорию цвета. Наконец, Леон Баттиста Альберти применяет евклидову геометрию к живописи, создает стройную систему композиции. В его труде «О живописи» стремление ренессансного разума обуздать и направлять художественный гений находит свое наиболее ясное воплощение.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+