18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

О гармонии — на латыни, о грациозности — по-итальянски

Джотто ди Бондоне и его школа. «Рождество». Около 1310. Фрагмент фрески в Нижней церкви базилики Святого Франциска в Ассизи. Фото: Wikimedia Commons
Джотто ди Бондоне и его школа. «Рождество». Около 1310. Фрагмент фрески в Нижней церкви базилики Святого Франциска в Ассизи.
Фото: Wikimedia Commons
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Ренессансные поэты, писатели и ораторы внесли важный вклад в понимание и развитие изобразительного искусства. Знаменитый британский историк искусства Майкл Баксандалл внимательно проанализировал, как из риторики рождалась арт-критика

Потомственный искусствовед Майкл Баксандалл (1933–2008) избрал областью своих научных пристрастий эпоху Возрождения — как итальянского, так и германского. Темой его докторской диссертации, которую он писал под руководством великого историка искусства Эрнста Гомбриха, но не защитил, была сдержанность как модель ренессансного поведения. Баксандалл был научным сотрудником Института Варбурга и Музея Виктории и Альберта, профессором Корнеллского и Калифорнийского (Беркли) университетов. Самой популярной его монографией оказалась «Живопись и опыт в Италии XV века» (1972), изданная на русском в 2019-м. Сейчас русскоязычному читателю предлагается труд, написанный до того и посвященный более раннему периоду Ренессанса.

Майкл Баксандалл. «Джотто и ораторы. Суждения итальянских гуманистов о живописи и открытие композиции» / Пер. А. Завьяловой и А. Золотухиной. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 376 с. (Серия «Очерки визуальности»).
Майкл Баксандалл. «Джотто и ораторы. Суждения итальянских гуманистов о живописи и открытие композиции» / Пер. А. Завьяловой и А. Золотухиной. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 376 с. (Серия «Очерки визуальности»).

В 1971 году Майкл Баксандалл выпустил книгу «Джотто и ораторы» — исследование о текстах итальянских гуманистов, которые рассуждали и повествовали об истории, теории и практике живописи и скульптуры. Хронологические рамки исследования охватывают примерно столетие — с 1350 по 1450 год. Отчасти книга является антологией тематических латинских и греческих текстов. Основным предметом изучения стало соотношение языковой традиции и визуального восприятия.

По сути, итальянские гуманисты подхватывали и продолжали штудии античных предшественников. Павсаний, Филостраты (Старший и Младший), Каллистрат, а также известные и безвестные эпиграмматисты посвятили немало строк описанию художественных объектов. Ренессансные авторы неизбежно переходили от описания к интерпретации — к похвале и порицанию произведений возможно более выразительными и красивыми словами, иначе говоря, создавали художественную критику.

Джотто ди Бондоне. «Поцелуй Иуды (Взятие Христа под стражу)». 1305. Фото: Wikimedia Commons
Джотто ди Бондоне. «Поцелуй Иуды (Взятие Христа под стражу)». 1305.
Фото: Wikimedia Commons

Для описания и объяснения искусственного мира живописи и ваяния гуманисты использовали искусственный язык того времени — латинский интеллектуальный (важно, что не клерикальный). Достоинствам и недостаткам латинского языка как средства выражения Баксандалл посвятил первую главу. К примеру, в 1424 году Леонардо Бруни пишет рекомендации Лоренцо Гиберти относительно второй пары дверей флорентийского Баптистерия: «Я полагаю, что десяти историям на новых дверях, кои вы определили и коим положено быть из Ветхого Завета, должно иметь две вещи. В первую очередь им должно быть illustri, во вторую — significanti. Illustri я называю то, что может достаточно усладить глаз разнообразием рисунка, significanti — то, что обладает значительностью, достойной запоминания».

Гуманисты Треченто демонстрировали взаимный обмен метафорами — литературными и визуальными. Figura — это одновременно и тело или его форма, и риторическая фигура речи; status — это поза или положение, а также тип обсуждаемого вопроса; ingressus — походка или движение человека, а также начало чьей-нибудь речи; color — одновременно цвет и риторическое украшение речи; и так далее.

Джотто ди Бондоне. «Сцены из жизни святого Франциска». Фото: Wikimedia Commons
Джотто ди Бондоне. «Сцены из жизни святого Франциска».
Фото: Wikimedia Commons

В то же время Баксандалл отмечает ограниченность этой несколько схоластической критики. Вот два отклика на картину Пизанелло. Гуарино да Верона пишет на неоклассической латыни: «Quae lucis ratio aut tenebrae! distantia qualis! / Symmetriae rerum! quanta est concordia membris!» («Какая трактовка света и тени! Какое многообразие! / Какая симметричность предметов! Какая гармония частей!»). А вот Анджело Галли пишет по-итальянски: «Arte mesura aere et desegno / Maniera prospectiva et naturale / Gli ha data et celo per mirabil dono» («Искусство, mesura, aere и мастерство рисунка, / Maniera, перспектива и естественность — / Небеса чудом наделили его этими дарами»). Mesura, aere, maniera — это термины, описывающие светские танцы Кватроченто, соответственно, чувство ритма, чувство умеренности и грациозность — слова, не обнаруженные в латинском языке.

Во второй и третьей главах книги Майкл Баксандалл описывает, как гуманисты пытались своей фундированной риторикой воздействовать на вкус и технику художников и ценителей.

Джотто ди Бондоне. «Оплакивание Христа». Фото: Wikimedia Commons
Джотто ди Бондоне. «Оплакивание Христа».
Фото: Wikimedia Commons

Джованни Боккаччо формулирует основную цель живописца: «Постарайся, художник, чтобы написанная фигура, которая сама по себе есть не что иное, как немного краски, нанесенной с некоторым умением на доску, была столь же похожей на ту, которую произвела природа, и то движение, в котором он ее пишет, — естественно, на то движение, в котором она себя преподносит». Джованни да Равенна определяет параметры совершенства: «Ежели кто-то восхищается пропорциональностью частей превосходных картин, еще большего восхищения они будут достойны, когда к этой пропорциональности добавится красота цвета». Филиппо Виллани выстраивает хронологию новейшего искусства: от Чимабуэ через Джотто к Мазо ди Банко, Стефано и Таддео. (К слову, Джотто не часто встречается на страницах книги, несмотря на ее название.) Выученик византийцев Гуарино да Верона прибавляет цветистости тамошних экфрасисов. Лоренцо Валла основывает «критику критики» и придумывает чувственное восприятие и теорию цвета. Наконец, Леон Баттиста Альберти применяет евклидову геометрию к живописи, создает стройную систему композиции. В его труде «О живописи» стремление ренессансного разума обуздать и направлять художественный гений находит свое наиболее ясное воплощение.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+