18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Катя Бочавар: «Во все, что мы создаем, мы вовлекаем жителей Выксы»

Артистический директор «Выкса-фестиваля» Катя Бочавар. Фото: «Выкса-фестиваль»
Артистический директор «Выкса-фестиваля» Катя Бочавар.
Фото: «Выкса-фестиваль»
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Арт-директор «Выкса-фестиваля» и директор галереи «ГРАУНД Солянка», недавно превращенной в музей звука, рассказывает, зачем ехать в Выксу в этом году и как вовлечь в искусство всех вокруг

Название нынешнего «Выкса-фестиваля» звучит как «Все включено». Что имеется в виду?

Название содержит долю иронии: конечно, всем нам знаком формат all inclusive пятизвездочных гостиниц. Помимо шутливой игры слов, название разворачивает нас к главной идее проекта — включенности, инклюзивности в самом широком смысле. «Выкса-фестиваль» — это место для диалога людей разных взглядов, статусов, интересов. Фест включает художников в городскую среду, градообразующее предприятие Выксы, завод ОМК — в культурный слой города, а Выксу — в культурную повестку страны, делая ее известной далеко за пределами Нижегородской области. Фестиваль включает в себя не только практики современного искусства, музыку и театр, но и спорт, детские мастерские, кинопоказы, рукоделие, огородничество, кулинарию и так далее.

Фестиваль в Выксе

Культурный фестиваль в Выксе проводится с 2011 года благотворительным фондом «ОМК-Участие» по инициативе градообразующего предприятия АО «ОМК» (Объединенная металлургическая компания). Первоначально фестиваль носил название «Арт-овраг». В разные годы его кураторами были Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, Федор Павлов-Андреевич; в этом сезоне арт-директор фестиваля — Катя Бочавар. Город в Нижегородской области стал знаменит как одна из российских столиц паблик-арта, в Выксе появилось около сотни произведений современного искусства. В их числе самая большая в Европе граффити-роспись (10 тыс. кв. м) Миши Most, фреска классика русского искусства Эрика Булатова. Они находятся на территории металлургического комбината. Множество муралов — на стенах городских многоэтажек и объектов — в парках. Один из самых известных — неоновая надпись «Это не сон» Тимофея Ради. Недавно открыт культурный центр «Волна» в реконструированном советском кинотеатре; работает арт-резиденция; к 2027 году планируется создать музейный комплекс «Центр промышленного прогресса» и парк, куда будут перенесены сохранившиеся в городе сооружения великого инженера Владимира Шухова. Большое внимание уделили благоустройству общественных пространств. В 2021 году основатели фестиваля Анатолий и Ирина Седых стали лауреатами Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад».

Еще…

У фестиваля сменяются кураторы, обогащая Выксу новыми смыслами, меняя город к лучшему. Одни развивали парковую архитектуру, другие — монументальную живопись, третьи шли в сторону перформанса. Те, кто ездит на фестиваль регулярно, без труда заметят эти перемены. Мой фест — о культуре городской жизни и о возможности использовать современное искусство как язык коммуникации на любую тему. И каждое событие программы включает жителей Выксы. Нет ни одного концерта, ни одной выставки, в которых они не принимали бы участия. В этом году «особенные люди», люди с инвалидностью, станут равноправной и активной частью фестиваля. Те, кто борется с трудностями каждую минуту своей жизни, всем нам могут дать пример того, как справляться с ними, как именно искусство может стать инструментом помощи в сложнейших ситуациях. Культура дает нам силы, укрепляет нашу волю, сплачивает нас. Это важно всегда, а особенно в наши дни. Мы мечтаем о том времени, когда физические и ментальные особенности перестанут быть инклюзией, а станут просто особенностью, как цвет кожи или комплекция. Мечтаем и приближаем своим фестивалем.

Фестиваль в Выксе. Фото: «Выкса-фестиваль»
Фестиваль в Выксе.
Фото: «Выкса-фестиваль»

А что конкретно «включено»?

Важно, что все события создаются специально для Выксы и с большим вниманием к месту проведения — промышленному моногороду вокруг металлургического завода. Мы откроемся концертом на городской площади, видео-арт к которому готовится вместе с выксунцами. Мы впервые соберем в большую выставку художников, которые трудились в ставшей уже знаменитой (и даже получившей премию «Инновация») арт-резиденции «Волна». Выставка расскажет о том, как современное искусство внедряется в город и черпает из него темы и техники. А еще мы привозим в Выксу поэтический слем и основателей этого движения в России — Андрея Родионова и Екатерину Троепольскую. Лично я очень жду концерт певца и автора песен (а по совместительству известного режиссера) Влада Наставшевса и композитора Ивана Лубенникова при участии детского хора Выксы. Любимая художница Ирина Корина проведет воркшопы с горожанами в «Студии РАЗ»… Очень большая у нас программа!

Традиционно фестиваль включает спортивную программу — от йоги в сопровождении саунд-арта до гонок на сабах. Дети будут заниматься в Студии Даниила Хармса и ставить спектакли. Мы продолжаем и расширяем проекты прошлых лет «По домам», «По углам» и «По цехам». Это уникальные форматы променад-спектаклей. «По домам»: ты приходишь в дом к человеку и узнаешь историю его жизни (это вербатим, и, конечно, он заранее готовится). «По углам» — то же самое, только на улице: во время прогулки по городу зритель встречает не знакомых ему прежде людей, которые вдруг начинают делиться своими историями. «По цехам» — прогулка с рабочими по заводу.

Фестиваль в Выксе. Фото: «Выкса-фестиваль»
Фестиваль в Выксе.
Фото: «Выкса-фестиваль»

В свой лист ожиданий стоит добавить концерт студии «Окоем» и знаменитого инклюзивного театра «Круг II». Это песни людей с ментальными особенностями, написанные ими на собственные стихи и ими же исполняемые. Потрясающе весело и очень талантливо! В концерте примет участие вокальный квартет N’Caged. Его руководитель Арина Зверева, известная певица и хормейстер, — фанат этих песен. Услышав их впервые, Арина мне сказала, что они «помогают ей установить в душе покой и порядок, верить в лучшее и в людей». Ансамбль N’Caged исполнит песни на слова ребят из «Окоема», написанные современными композиторами.

Обязательно нужно посетить наш маркет на «Пятаке»! «Пятак» — это круглая площадка с эстрадой-ракушкой. Местные деликатесы и урожай с огорода, рассада, современное искусство, книги и зины, керамика, независимая анимация, лекции, инклюзивные танцы, инди-музыка, еда… Это будет очень весело и феерично. Курирует городской маркет команда художников Newnow, которая буквально поселилась в Выксе, чтобы собрать такой сложный и, не побоюсь этого слова, художественный проект.

Фестиваль в Выксе. Фото: «Выкса-фестиваль»
Фестиваль в Выксе.
Фото: «Выкса-фестиваль»

А как еще вы работаете с местным сообществом? 

Мой личный девиз «Процесс — это результат» стал девизом программы. Люблю слоганы! Под стратегию феста этого года придумала еще несколько. Например, «Аутсайдеры — это инсайдеры». Или: «Мы говорим на всех языках». Во второй уик-энд фестиваля современная академическая музыка заговорит на языке машин! Исследуя Выксу, я узнала про сообщество, называемое в народе «Автозвук» (официальное название — Vyksa RC). Раз в году в Выксу приезжают автомобилисты и меряются звуком своих машин. Представьте: более 100 машин начинают гудеть одновременно — кто громче! Я пригласила композитора Олега Гудачева и легендарного саунд-инженера Сергея Кочеткова посотрудничать с «Автозвуком». Олег пишет музыкальную партитуру для классических инструментов Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), двух сопрано и 80 автомобилей. Уверена, что это будет эпохальное событие.

Фестиваль в Выксе. Фото: «Выкса-фестиваль»
Фестиваль в Выксе.
Фото: «Выкса-фестиваль»

Выкса стала знаменита объектами паблик-арта, огромной коллекцией муралов. А в этом году появится что-то такого рода? Или акцент все-таки больше на перформативные вещи?

Последние два года фестиваль сместил фокус с муралов на городскую скульптуру. На время фестиваля ее размещали на «Пустом пьедестале» (объект архитектора Чарльза Ренфро, созданный в 2021 году специально для Выксы. — TANR), а затем переносили в парк. Традиция будет продолжена. Мы провели открытый конкурс на новую скульп­туру, и победителями стали Resistor Group. Будет представлена их уникальная интерактивная аудиоинсталляция. Она включает в себя голоса выксунских птиц.

Проект, которым я страшно горжусь, — «Студия РАЗ (разбей и запеки)». Под девизом «Смыслы рождают инструменты» выксунцы создают мозаичное панно из пустых бутылок из-под алкоголя. Панно «Электромозаика» будет установлено на трансформаторной будке около художественной резиденции «Волна», где оно и создавалось по моим эскизам последние два года. В этом году я передаю эстафету другим художникам, и работа студии продолжится. Важность проекта состоит в погружении в медитативную художественную практику и безвозмездности совместного труда. Ну и, безусловно, «Электромозаика» украсит город.

Фестиваль в Выксе. Фото: «Выкса-фестиваль»
Фестиваль в Выксе.
Фото: «Выкса-фестиваль»

В чем вы видите особенность своего кураторского подхода? Есть ли что-то, что для вас исключено, вещи и темы, с которыми вы бы не стали работать?

Современное искусство — это не предмет, это идея, образ мыслей. Искусством может быть все что угодно. Это значит, что нет того, что не могло бы быть включено в рамки интересов куратора. Мой метод работы очень сайт-специфичен. Он всегда связан с пространством, с физическим и интеллектуальным ландшафтом, условиями и задачами проектов. Место, время, люди — из этих составляющих и складывается итоговый продукт, будь то перформанс, инсталляция или что-то еще. 

Я никогда не была портфолио-куратором, набирающим проекты из звезд. Мне куда интереснее зажигать новые звезды. Для меня важно, чтобы в результате моей работы формировались разнообразные творческие сообщества, чтобы искусство собирало разных людей и их сотворчество рождало новые смыслы, открывались горизонты. Думаю, что современное искусство для того и существует. И оно невозможно без толерантности. А как стать толерантным? Быть любопытным, открыть себя миру и впустить мир в себя! 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+