18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Движется, мерцает или обманывает зрение: оп-арт длиною больше полувека

Александр Григорьев. «Пространственный объект - аллюзия на темы Эль Лисицкого». 1972. Фото: «Бюро Маяк»
Александр Григорьев. «Пространственный объект - аллюзия на темы Эль Лисицкого». 1972.
Фото: «Бюро Маяк»
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

История советского оптического и кинетического искусства стала чуть упорядоченнее с выходом каталога произведений художника Александра Григорьева, входившего на рубеже 1960–1970-х в легендарную группу «Движение»

Александр Григорьев, чьим произведениям посвящена эта книга, широкой публике известен гораздо меньше, чем его друзья по арт-группе «Движение» 1960–1970-х годов, куда, помимо ее основателя Льва Нусберга, в разные годы входили Римма Заневская-Сапгир, Франциско Инфанте, Вячеслав Колейчук и другие художники. В своем творчестве Александр Ефимович сосредоточился на оп-арте, причем на достаточно консервативной технике — станковой живописи, которая, благодаря его деликатному чутью оттенков, оказывается ошеломительной.

«Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Т. VI. Оп-арт Александра Григорьева». М.: «Бюро Маяк», 2023. 136 с.
«Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Т. VI. Оп-арт Александра Григорьева». М.: «Бюро Маяк», 2023. 136 с.

Возвращение этого имени в отечественную историю искусства началось несколько лет назад, когда коллекционер Роман Бабичев наткнулся на работу Григорьева на какой-то групповой выставке, заинтересовался им и начал разыскивать. Художник нашелся довольно легко — немолодым, но бодрым и здоровым. Интерес Бабичева к его творчеству Григорьева окрылил, и это стало началом их дружбы. Коллекционер приобрел многое из остававшегося в мастерской художника с советских времен. Кроме того, специально для Бабичева по уцелевшим эскизам Григорьев повторил несколько циклов своих работ 1960–1970-х годов, по разным причинам утраченных или уничтоженных. Все они имеют добросовестную двойную дату — из века прошлого и века текущего.

В итоге картин, картонов и объектов Григорьева у коллекционера накопилось столько, что этой весной он смог организовать персональную выставку художника в Московском музее современного искусства на Петровке («Александр Григорьев. О прозрачности: оптические среды. Собрание Романа Бабичева», до 11 июня). В нескольких залах показаны полторы сотни произведений разных периодов, и суммарно они весомо обозначили место Григорьева в ряду художников «второго авангарда», в том числе и как успешного продолжателя экспериментов авангарда первого: проунов Эль Лисицкого, орнаментов Варвары Степановой, цветомузыки Михаила Матюшина.

Александр Григорьев, Лев Нусберг. «Пришельцы в лесу». Кинетическо-футорологическая игра на природе. Чертаново, Москва. 1971. Фото: «Бюро Маяк»
Александр Григорьев, Лев Нусберг. «Пришельцы в лесу». Кинетическо-футорологическая игра на природе. Чертаново, Москва. 1971.
Фото: «Бюро Маяк»

К открытию выставки Роман Бабичев выпустил каталог, который одновременно стал шестым томом описания его коллекции (правда, пятый — «Русское искусство. 1953 — 2010-е» — еще находится в работе). В череде томов, документирующих это обширное собрание, том про Григорьева — уже второй, посвященный отдельно взятой фигуре (в предыдущий раз это был Александр Ведерников, еще один художник, возвращенный Бабичевым из сумрака). Однако впервые в издании представлено исключительно нефигуративное искусство, для указанной коллекции вроде бы нетипичное. Впрочем, оказавшись на выставке, мы понимаем, что эти работы целиком отвечают вкусу коллекционера, всегда умевшего выбирать самое яркое и энергичное.

В отличие от предыдущих фолиантов, на этот раз получился довольно тонкий альбом в мягкой обложке и с небольшим количеством коротких статей. Сопроводительный текст кратко проходится по биографии Григорьева и основным периодам его творчества, особо не углубляясь в подробности истории и идеологии «Движения» (такого рода сведения лучше изложены в статье Александры Обуховой «Коллектив „Движение“: эхо авангарда. Противоречивая история кинетического искусства в СССР», написанной для книги The Other Transatlantic: Kinetic and Op Art in Eastern Europe and Latin America (Варшава, 2017) и опубликованной на русском языке на сайте музея «Гараж»). История советского оп-арта и ее персонажи продолжают ждать своего летописца, однако хорошо, что хотя бы один из них, причем весьма талантливый, наконец как следует обозначен и зафиксирован.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+