18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Движется, мерцает или обманывает зрение: оп-арт длиною больше полувека

Александр Григорьев. «Пространственный объект - аллюзия на темы Эль Лисицкого». 1972. Фото: «Бюро Маяк»
Александр Григорьев. «Пространственный объект - аллюзия на темы Эль Лисицкого». 1972.
Фото: «Бюро Маяк»
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

История советского оптического и кинетического искусства стала чуть упорядоченнее с выходом каталога произведений художника Александра Григорьева, входившего на рубеже 1960–1970-х в легендарную группу «Движение»

Александр Григорьев, чьим произведениям посвящена эта книга, широкой публике известен гораздо меньше, чем его друзья по арт-группе «Движение» 1960–1970-х годов, куда, помимо ее основателя Льва Нусберга, в разные годы входили Римма Заневская-Сапгир, Франциско Инфанте, Вячеслав Колейчук и другие художники. В своем творчестве Александр Ефимович сосредоточился на оп-арте, причем на достаточно консервативной технике — станковой живописи, которая, благодаря его деликатному чутью оттенков, оказывается ошеломительной.

«Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Т. VI. Оп-арт Александра Григорьева». М.: «Бюро Маяк», 2023. 136 с.
«Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Т. VI. Оп-арт Александра Григорьева». М.: «Бюро Маяк», 2023. 136 с.

Возвращение этого имени в отечественную историю искусства началось несколько лет назад, когда коллекционер Роман Бабичев наткнулся на работу Григорьева на какой-то групповой выставке, заинтересовался им и начал разыскивать. Художник нашелся довольно легко — немолодым, но бодрым и здоровым. Интерес Бабичева к его творчеству Григорьева окрылил, и это стало началом их дружбы. Коллекционер приобрел многое из остававшегося в мастерской художника с советских времен. Кроме того, специально для Бабичева по уцелевшим эскизам Григорьев повторил несколько циклов своих работ 1960–1970-х годов, по разным причинам утраченных или уничтоженных. Все они имеют добросовестную двойную дату — из века прошлого и века текущего.

В итоге картин, картонов и объектов Григорьева у коллекционера накопилось столько, что этой весной он смог организовать персональную выставку художника в Московском музее современного искусства на Петровке («Александр Григорьев. О прозрачности: оптические среды. Собрание Романа Бабичева», до 11 июня). В нескольких залах показаны полторы сотни произведений разных периодов, и суммарно они весомо обозначили место Григорьева в ряду художников «второго авангарда», в том числе и как успешного продолжателя экспериментов авангарда первого: проунов Эль Лисицкого, орнаментов Варвары Степановой, цветомузыки Михаила Матюшина.

Александр Григорьев, Лев Нусберг. «Пришельцы в лесу». Кинетическо-футорологическая игра на природе. Чертаново, Москва. 1971. Фото: «Бюро Маяк»
Александр Григорьев, Лев Нусберг. «Пришельцы в лесу». Кинетическо-футорологическая игра на природе. Чертаново, Москва. 1971.
Фото: «Бюро Маяк»

К открытию выставки Роман Бабичев выпустил каталог, который одновременно стал шестым томом описания его коллекции (правда, пятый — «Русское искусство. 1953 — 2010-е» — еще находится в работе). В череде томов, документирующих это обширное собрание, том про Григорьева — уже второй, посвященный отдельно взятой фигуре (в предыдущий раз это был Александр Ведерников, еще один художник, возвращенный Бабичевым из сумрака). Однако впервые в издании представлено исключительно нефигуративное искусство, для указанной коллекции вроде бы нетипичное. Впрочем, оказавшись на выставке, мы понимаем, что эти работы целиком отвечают вкусу коллекционера, всегда умевшего выбирать самое яркое и энергичное.

В отличие от предыдущих фолиантов, на этот раз получился довольно тонкий альбом в мягкой обложке и с небольшим количеством коротких статей. Сопроводительный текст кратко проходится по биографии Григорьева и основным периодам его творчества, особо не углубляясь в подробности истории и идеологии «Движения» (такого рода сведения лучше изложены в статье Александры Обуховой «Коллектив „Движение“: эхо авангарда. Противоречивая история кинетического искусства в СССР», написанной для книги The Other Transatlantic: Kinetic and Op Art in Eastern Europe and Latin America (Варшава, 2017) и опубликованной на русском языке на сайте музея «Гараж»). История советского оп-арта и ее персонажи продолжают ждать своего летописца, однако хорошо, что хотя бы один из них, причем весьма талантливый, наконец как следует обозначен и зафиксирован.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+