18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как землетрясение в Ташкенте привело к появлению «сейсмического модернизма»

Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма». Фото: Баха Хакимов
Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма».
Фото: Баха Хакимов

В центре внимания мультимедийного выставочного проекта «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма» — архитектурный пласт, возникший в 1960–1980-е. «Исторический оптимизм» в названии вырастает из большой исторической трагедии

«Поворотным событием, превратившим Ташкент в одну из мировых столиц модернизма, стало землетрясение 1966 года, почти полностью разрушившее большую часть города, — поясняет Александр Федоров, медиахудожник и исследователь архитектуры модернизма. — Тогда было принято решение срочно восстанавливать его силами архитекторов и строителей со всего Советского Союза».

Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма». Фото: Кирилл Цыбенко
Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма».
Фото: Кирилл Цыбенко

По словам куратора, именно в Ташкенте словосочетание «дружба народов» из лозунга превратилось в реальность. Еще живы были воспоминания о гостеприимстве жителей города во время войны. Многие из тех, кто в эвакуации нашел в Ташкенте второй дом, вернулись, чтобы отплатить добром. «Так появился урбанистический феномен, кардинально изменивший облик Ташкента, — продолжает Федоров. — Некоторые исследователи, например немецкий архитектор Филипп Мойзер, называют его „сейсмическим модернизмом“».

Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма». Фото: Кирилл Цыбенко
Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма».
Фото: Кирилл Цыбенко

Для выставки выбрано особое место — здание Дворца молодежи, которое спроектировал один из главных создателей ташкентского модернизма Рихард Блезэ (кто не знает, решит, что иностранец, но на самом деле советский архитектор, уроженец Ташкента). В основе экспозиции — 19 авторских постеров, выполненных Александром Федоровым в единой стилистике.

Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма». Фото: Кирилл Цыбенко
Мультимедийный выставочный проект «Ташкент. Архитектура исторического оптимизма».
Фото: Кирилл Цыбенко

На них изображения памятников модернизма, находящихся в Ташкенте, а вокруг каждого постера — работы современных фотографов и типографические инсталляции в стиле неоновых вывесок 1960-х. Выставку дополняют 3D-модели снесенных или находящихся под угрозой сноса построек: Дома кино, чайханы «Самарканд» и других зданий.

Театр «Ильхом», Ташкент
«Ташкент. Архитектура исторического оптимизма»
До 25 июня

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
3
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+