Летний дворец Хет-Ло, который иногда называют Северным Версалем, радикально преобразился после пятилетней реконструкции стоимостью €171 млн. В частности, он обзавелся «невидимым» подземным пространством площадью около 5 тыс. кв. м.
Дворец на окраине города Апелдорн в сердце Нидерландов был построен в 1686 году как охотничий замок для короля Вильгельма III и королевы Марии. Он оставался летней резиденцией дома Оранских и в ХХ веке: королева Вильгельмина жила там после Второй мировой войны вплоть до своей смерти в 1962 году.
Долгое время на этой территории в предместье Апелдорна стоял средневековый охотничий домик, принадлежавший герцогам Гелдернским. В 1684 году их поместье Хет-Ло приобрел принц Вильгельм Оранский, тут же затеявший строительство дворца и устройство регулярного парка вокруг него. Проект, порученный архитекторам Якобу Роману и Даниелю Моро, был завершен в 1686-м, хотя впоследствии, даже еще при жизни Вильгельма, ставшего вскоре королем Англии, внешний вид и убранство замка не раз претерпевали изменения. На протяжении почти трех столетий он оставался летней резиденцией королевской семьи. Лишь после того как королева Вильгельмина завещала это поместье государству, здесь начались работы по музеефикации дворцового комплекса и по возвращению окружающему парку первоначальной планировки XVII века. Помимо художественного музея, в основу которого была положена королевская коллекция предметов искусства, в здании находится библиотека с книгами о доме Оранских, а также Музей канцелярии приказов Королевства Нидерланды. В 1984 году дворец вместе с парком был открыт для посещения.
С 1984 года Хет-Ло открыт для публики как национальный музей, хотя королевская семья до сих пор иногда использует его для официальных церемоний. Музей же призван погрузить посетителей дворца в историю нидерландского королевского дома и продемонстрировать обширную коллекцию произведений искусства. Среди жемчужин дворца — величественная парадная лестница и подлинные старинные интерьеры — залы, богато украшенные фресками, гобеленами и многочисленными вещами, связанными с историей страны.
Правда, к 2018 году здание отчаянно нуждалось в реконструкции. В первую очередь нужно было очистить от асбеста около 4,3 тыс. кв. м, модернизировать помещения, предназначенные для публики, и обновить почти все технические системы. Руководство музея ухватилось за идею расширить комплекс за счет нового главного входа и дополнительных площадок для временных выставок. Но потенциальным архитекторам поставили важное условие: будущее пространство должно быть полностью подземным.
Был объявлен открытый конкурс, который выиграло архитектурное бюро KAAN Architecten из Роттердама. Бюро прославилось впечатляющей переделкой в 2007 году знаменитого монументального здания в Амстердаме в городской архив, а совсем недавно, в 2022 году, его специалисты приложили руку к минималистичному преобразованию Королевского музея изящных искусств в Антверпене.
Дикки Cкипио, руководитель проекта, говорит, что в KAAN Architecten долго искали решение, которое никоим образом не умаляло бы великолепия дворца. Выбранную концепцию она определяет как «невидимое вмешательство». Михель ван Марсевен, директор Хет-Ло, пришел в восторг от поступившего предложения. «KAAN Architecten представило проект, который полностью соответствовал нашим пожеланиям, но при этом учитывал особенности исторического дворцового комплекса, — говорит он. — У подземной пристройки есть аура, которая соответствует основному зданию».
Исторически двор перед Хет-Ло состоял из четырех больших декоративных клумб, которые образовывали овал и были окружены боковыми крыльями дворца. Команда KAAN убрала цветники, освободив таким образом кубатуру на несколько метров ниже уровня земли. Зеленые лужайки были заменены стеклянными конструкциями, выполняющими роль световых окон. Дворец теперь отражается в стеклах и четырехсантиметровом слое воды поверх них — это еще и отсылка к фонтанам и гидротехническим сооружениям, которыми славится Хет-Ло.
Лестничный пролет перед входом во дворец при реконструкции специально снимали, чтобы заменить каждый камень. Еще одной непростой архитектурной задачей стало создание входной группы для нового подземного зала под названием «Большое фойе». Она не должна была испортить перспективу открытой площади перед дворцом. Скипио решила эту проблему, разместив входы по бокам восточного и западного крыльев дворца — в новых угловых павильонах в форме больших фонарей. Пройдя через один из них, посетители попадают в широкий боковой коридор, а затем в Большое фойе, форма которого навеяна первоначальным, но существенно увеличенным планом центрального корпуса дворца.
Из этого облицованного мрамором пространства можно пройти в сам дворец, в отреставрированное восточное крыло, а также в западное, где теперь разместился «Дворец молодежи», предназначенный для юных посетителей. В Большом фойе расположились кассы и справочные, музейный магазин и рестораны, а прямо за ними — многочисленные залы для временных выставок.
Фронт работ развернулся в Хет-Ло еще в начале 2018 года. Со всей страны созвали лучших специалистов, чтобы вернуть дворцу былое величие. Стены были отреставрированы, фрески восстановлены, полы XVII века очищены, бесчисленные гобелены подлатаны, люстры и подсвечники отмыты от копоти, а залы оборудованы для показа огромной королевской коллекции искусства. По этой причине значительная часть дворца была недоступна для публики, хотя конюшни и парк оставались открытыми.
Хет-Ло вновь распахнул двери в 2022 году, подтвердив свой статус одного из четырех важнейших художественных собраний Нидерландов. В восточном крыле, которое было полностью отреставрировано, разместилась большая выставка об истории королевского дома. Новая экспозиция разрабатывалась нидерландским бюро Kossmanndejong (KDJ), а основные реставрационные задачи поручили другой команде — Van Hoogevest Architecten. Те и другие работы успели закончить в преддверии заключительного этапа проекта расширения под руководством KAAN Architecten. Теперь и этот этап завершен: новые пространства открылись в конце апреля.
Дикки Скипио подчеркивает, что не вдохновлялась знаменитой стеклянной пирамидой Юй Мин Пэя перед Лувром в Париже. «Условия в Лувре были совершенно другие, — говорит она. — Там музей находится в центре города, и там нет никаких гидротехнических сооружений».