18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дмитрий Цветков спел искусству колыбельную

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts
Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts.
Фото: Ruarts
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

В Ruarts идет выставка под ироничным названием «Песенка спета». Эстетика нотного письма, очевидно, вдохновляет Дмитрия Цветкова своей экспрессивностью, которую художник доводит до абсолюта. А еще населяет нотный стан своими фирменными человечками

Московский художник Дмитрий Цветков более всего прославлен текстильными работами — это расшитые блестками и бархатом телогрейки и шинели или странные объекты. Например, «Мягкая Родина» — огромная карта России из красной шерсти, подбитая синтепоном, с прошитыми границами регионов и местами украшенная жемчугом. Именно эта работа дала название первой выставке фонда Ruarts, прошедшей в 2021-м в его новом помещении в районе Арбата.

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts
Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts.
Фото: Ruarts

Текстиль и вышивка не единственная техника, в которой работает художник (он родился в 1961 году в Коломне, окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова как художник-монументалист). Одна из основ его визуального языка — знак, человечек: он может украшать лист бумаги, или, как орден, быть нашит на шинель, или выступать как отдельный объект. Этот «цветковский народ» родился давно, еще в 1987 году, на памятной XVII Московской молодежной выставке. «Цветков принес (с запозданием, к самой уже развеске) громадные рулоны, изрисованные сверху донизу и справа налево крошечными, но очень активными человечками, — писал искусствовед Юрий Герчук в тексте 2003 года. — Теперь эти цветковские персонажики, с их мультипликационной подвижностью, деловитым муравьиным кишением, неисчислимой множественностью и безличностью, нам хорошо знакомы. Художник рисует их снова и снова, добавляет понемногу в другие циклы».

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts
Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts.
Фото: Ruarts

На выставке «Песенка спета» человечки тоже есть — только теперь они притаились среди нот на нотных станах. С самого начала (а первые нотные рисунки созданы 20 лет назад) эти «колыбельные», или «песенки», как называет их художник, фиксируют несуществующую музыку на строчки его любимых поэтов. Среди них Иосиф Бродский, Николай Олейников и Лукреций. «Когда я рисую свою „мелкую бисерную нечисть“, сочиняется музыка — странная, сделанная из крючков и человечков, понятная только мне. Я не учился в консерватории и не занимался сольфеджио, в моем случае это не так важно. Я рисую свою музыку, рисую кропотливо и медленно. Бороться с этим невозможно, это часть меня», — комментирует проект художник.

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts
Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts.
Фото: Ruarts

В галерее Ruarts, помимо графических нотных листов — а их на выставке более 20, отдельные человечки в виде фигурок пристроятся на стенах, изображая «объемную музыку». Кроме того, будут представлены объекты в виде барабанов и виолончели. Эти симулякры, созданные художником, поддерживают некую неслышную мелодию. «Объекты: мягкие барабаны и четыре смычковых инструмента — скрипка, альт, виолончель и контрабас. Бархатные, плюшево-ватные — на них можно спать, но звуков они не производят. Они — Молчащая музыка», — объясняет художник. 

Галерея Ruarts
«Песенка спета. Персональная выставка Дмитрия Цветкова»
До 2 июля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+