18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Дмитрий Цветков спел искусству колыбельную

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts
Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts.
Фото: Ruarts
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

В Ruarts идет выставка под ироничным названием «Песенка спета». Эстетика нотного письма, очевидно, вдохновляет Дмитрия Цветкова своей экспрессивностью, которую художник доводит до абсолюта. А еще населяет нотный стан своими фирменными человечками

Московский художник Дмитрий Цветков более всего прославлен текстильными работами — это расшитые блестками и бархатом телогрейки и шинели или странные объекты. Например, «Мягкая Родина» — огромная карта России из красной шерсти, подбитая синтепоном, с прошитыми границами регионов и местами украшенная жемчугом. Именно эта работа дала название первой выставке фонда Ruarts, прошедшей в 2021-м в его новом помещении в районе Арбата.

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts
Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts.
Фото: Ruarts

Текстиль и вышивка не единственная техника, в которой работает художник (он родился в 1961 году в Коломне, окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова как художник-монументалист). Одна из основ его визуального языка — знак, человечек: он может украшать лист бумаги, или, как орден, быть нашит на шинель, или выступать как отдельный объект. Этот «цветковский народ» родился давно, еще в 1987 году, на памятной XVII Московской молодежной выставке. «Цветков принес (с запозданием, к самой уже развеске) громадные рулоны, изрисованные сверху донизу и справа налево крошечными, но очень активными человечками, — писал искусствовед Юрий Герчук в тексте 2003 года. — Теперь эти цветковские персонажики, с их мультипликационной подвижностью, деловитым муравьиным кишением, неисчислимой множественностью и безличностью, нам хорошо знакомы. Художник рисует их снова и снова, добавляет понемногу в другие циклы».

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts
Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts.
Фото: Ruarts

На выставке «Песенка спета» человечки тоже есть — только теперь они притаились среди нот на нотных станах. С самого начала (а первые нотные рисунки созданы 20 лет назад) эти «колыбельные», или «песенки», как называет их художник, фиксируют несуществующую музыку на строчки его любимых поэтов. Среди них Иосиф Бродский, Николай Олейников и Лукреций. «Когда я рисую свою „мелкую бисерную нечисть“, сочиняется музыка — странная, сделанная из крючков и человечков, понятная только мне. Я не учился в консерватории и не занимался сольфеджио, в моем случае это не так важно. Я рисую свою музыку, рисую кропотливо и медленно. Бороться с этим невозможно, это часть меня», — комментирует проект художник.

Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts. Фото: Ruarts
Выставка «Песенка спета» в галерее Ruarts.
Фото: Ruarts

В галерее Ruarts, помимо графических нотных листов — а их на выставке более 20, отдельные человечки в виде фигурок пристроятся на стенах, изображая «объемную музыку». Кроме того, будут представлены объекты в виде барабанов и виолончели. Эти симулякры, созданные художником, поддерживают некую неслышную мелодию. «Объекты: мягкие барабаны и четыре смычковых инструмента — скрипка, альт, виолончель и контрабас. Бархатные, плюшево-ватные — на них можно спать, но звуков они не производят. Они — Молчащая музыка», — объясняет художник. 

Галерея Ruarts
«Песенка спета. Персональная выставка Дмитрия Цветкова»
До 2 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+