18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

И музей плывет: новый Istanbul Modern в Стамбуле

Терраса ресторана музея напоминает спасательную шлюпку, подвешенную на борту корабля. Фото: Istanbul Modern
Терраса ресторана музея напоминает спасательную шлюпку, подвешенную на борту корабля.
Фото: Istanbul Modern

Число городов, которые знаменитый архитектор Ренцо Пьяно осчастливил своими музеями современного искусства, пополнил Стамбул. Там открылся Istanbul Modern, по духу более всего напоминающий первое произведение архитектора — Центр Помпиду в Париже

Сегодня, когда Центр Помпиду закрывается на пятилетнюю реконструкцию, его дух как будто переселился в новое здание на берегу Босфора, спроектированное одним из авторов парижского архитектурного шедевра — 85-летним Ренцо Пьяно (и его бюро) и официально открывающееся 20 июня.

Хотя, строго говоря, Istanbul Modern существует с 2004 года. Он был основан частным фондом İstanbul Kültür Sanat Vakfı (İKSV, Стамбульский фонд культуры и искусства), возникшим еще в 1973 году по инициативе 17 бизнесменов и энтузиастов. Фонд организует всевозможные фестивали, посвященные музыке, кино, театру, отвечает за павильон Турции на Венецианской биеннале и проводит международную Стамбульскую арт-биеннале.

Музей Istanbul Modern. Фото: Istanbul Modern
Музей Istanbul Modern.
Фото: Istanbul Modern

Идея создания первого в стране музея современного искусства возникла, по словам главы его попечительского совета Ои Эджзаджибаши, в 1987 году, когда прошла первая Стамбульская биеннале. Одной из главных ее площадок все эти годы и выступал музей. «Мы счастливы заново открыть двери любителям искусства в наше новое, уникальное здание мирового класса, — говорит Оя Эджзаджибаши. — Наша следующая цель — поднять планку, утвердить Istanbul Modern в ряду мировых музейных лидеров».

Интересно, что в Стамбуле есть еще один частный музей современного искусства — Arter. Существовавший как институция с 2010 года, в 2019-м он открылся в новом, весьма эффектном здании площадью 18 тыс. кв. м, также построенном по проекту иностранной звезды — британца Николаса Гримшоу.

Прежний музей располагался на том же самом месте, где и новый, — в здании бывших таможенных складов Antrepo 4 в Галатском порту, под знаменитой генуэзской башней XIV века, одним из символов Стамбула. Но настал момент, когда старое помещение уже не соответствовало запросам бурно развивающейся турецкой арт-сцены. Тогда и пригласили суперзвезду. Что сделал Ренцо Пьяно?

Внутри и снаружи музея много стекла. Фото: Istanbul Modern
Внутри и снаружи музея много стекла.
Фото: Istanbul Modern

Естественно, оценил потенциал места и начал работать именно с ним. Порт? Значит, музей будет подобен кораблю. Не буквально, но по духу. На открытых террасах музея и внутри его вестибюлей, где так много стекла, возникает полная иллюзия, что вы на палубе морского лайнера, похожего на те, что видны совсем рядом, за невысокой стенкой, разделяющей территорию музея и прилегающего к нему нового района магазинов и ресторанов Галатапорт с настоящим действующим портом. Появилась тут и пешеходная набережная с захватывающими видами.

С другой стороны музея — гигантская площадь исторического района Топхане с мечетью Кылыч-Али-паша великого архитектора Мимара Синана и старинной башней с часами, под которой устроили мини-баскетбольную площадку. В отличие от Парижа, эта площадь перед музеем обнесена невысокой оградой, и вход сюда, как в аэропорту — через ворота безопасности.

Вид с террасы музея на парк Топхане. Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Вид с террасы музея на парк Топхане.
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia

Вход непосредственно в музей отмечает абстрактный шестиметровый «Бегун» Тони Крэгга, напоминающий «Большую глину» перед московским «ГЭС-2» (кстати, к зданию на набережной Москвы-реки тоже приложил руку Ренцо Пьяно). На открытом воздухе вокруг музея выставлены скульптуры и арт-объекты современных художников. Но они за еще одной стеклянной оградой, и попасть туда можно, только купив билет. Полный билет стоит 300 лир (примерно 1,2 тыс. руб.) для иностранцев, 150 лир для местных; студентам и пожилым — скидка; дети до 12 лет, а также члены ICOM, журналисты, члены Клуба друзей музея и некоторые другие категории — бесплатно.

«Бегун» Тони Крэгга перед входом в музей. Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
«Бегун» Тони Крэгга перед входом в музей.
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia

Если продолжать метафору корабля, то это четырехпалубный музей. Его площади составляют 10,5 тыс. кв. м. В трюме — аудитория на 156 мест и служебные помещения, а еще ниже — парковка для всего района. На первой палубе, куда попадают прямо с земли, находятся кассы, библиотека, музейный магазин, детское пространство, студии, кафе (официанты, кстати, носят тельняшки). На второй — залы для временных выставок и ресторан. Есть что-то юмористическое в том, что его стеклянное помещение выглядит со стороны моря как спасательная шлюпка, подвешенная на борту на вынесенных балках. Пожалуй, это единственная игривая деталь в очень лаконичной архитектуре здания, если не считать больших серых цилиндров, расставленных вокруг музея и намекающих не то на пароходные трубы, не то на столбы-кнехты, к которым пришвартовывают суда.

Декоративный бассейн на крыше музея. Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Декоративный бассейн на крыше музея.
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia

Третий этаж отдан под основную экспозицию, а последнюю палубу занимает большой бассейн, главный аттракцион музея. Открытую видовую террасу венчает крыша, в силуэте и образе музея играющая роль капитанской рубки. В бассейне искупаться не удастся: даже чайкам там вода по колено. Его задача — быть зеркалом, удваивающим и так эффектный окружающий пейзаж.

Идея прозрачности, визуальной проницаемости здания-корабля поддержана большой внутренней лестницей в центре, связывающей этажи (хотя есть, конечно, и лифты), с будто парящими в воздухе ступенями, а конструктивные детали напоминают о тросах и вантах. Правда, по зигзагу внешних лесенок взобраться не получится (как это можно в другом музее Пьяно — нью-йоркском Уитни): они, скорее, для красоты, ну и на случай пожара.

Адриан Вилла Рохас. «Самое красивое у всех матерей». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Адриан Вилла Рохас. «Самое красивое у всех матерей».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia

Что показывают в Istanbul Modern

Музей открылся экспозицией «Дрейфующие острова», представляющей 280 работ 110 художников из его коллекции. Она разделена на две части. Первая посвящена истории турецкого искусства начиная с 1945 года и до наших дней и построена по хронологии — от абстрактной живописи до инсталляций и видео-арта. Занимая порядка десяти больших залов, она демонстрирует как своеобразие турецкой арт-сцены, так и ее синхронизацию с международными течениями — тут можно видеть и национальные варианты реалистической живописи, и поп-арт, и концептуализм, и документацию перформансов. Все работы снабжены толковыми экспликациями и на английском языке.

Выставка «Дрейфующие острова». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
На первом плане «Черное и белое» Кевдета Эрека. Выставка «Дрейфующие острова». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Незакет Экичи. Видеоперформанс «Не все то золото, что блестит». Выставка «Дрейфующие острова».. Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Мехмет Гюллерюз. «Гоночная тачка». Выставка «Дрейфующие острова». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Выставка «Дрейфующие острова».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
На первом плане «Черное и белое» Кевдета Эрека. Выставка «Дрейфующие острова».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Незакет Экичи. Видеоперформанс «Не все то золото, что блестит». Выставка «Дрейфующие острова»..
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Мехмет Гюллерюз. «Гоночная тачка». Выставка «Дрейфующие острова».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia

Вторая часть экспозиции сосредоточена на искусстве наших дней начиная с 2000 года и уже более декларативно проводит параллели между турецким и мировым арт-процессами. Тут мы видим свободную композицию с условными темами «Человек», «Природа», «Границы» и сопоставления работ национальных героев с произведениями мировых хедлайнеров, таких как Гилберт и Джордж, Микеланджело Пистолетто, Лор Пруво, Ансельм Кифер.

Особого внимания заслуживает и выставка «Всегда здесь», демонстрирующая выборку произведений 11 женщин. Эти работы приобретены для музея Фондом женщин-художников, который создан в 2016 году для поддержки художниц в Турции и публичного продвижения их творчества.

На первом плане работа Алисии Кваде, на заднем плане «Зеркала» Микеланджело Пистолетто. Выставка «Дрейфующие острова».  Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Лор Пруво. «Гобелен». Выставка «Дрейфующие острова». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Работа Гилберта и Джорджа. Выставка «Дрейфующие острова». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Алисия Кваде. «Гипотетическая фигура». Выставка «Дрейфующие острова». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Объект «Без названия» Ли Бул. Выставка «Дрейфующие острова». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Турецкая часть выставки «Дрейфующие острова» начинается с конца 1940-х годов. Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
«Арена солнца»  легендарной турецкой художницы принцессы Фахрельниссы Зейд. Выставка «Дрейфующие острова». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
На первом плане работа Алисии Кваде, на заднем плане «Зеркала» Микеланджело Пистолетто. Выставка «Дрейфующие острова».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Лор Пруво. «Гобелен». Выставка «Дрейфующие острова».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Работа Гилберта и Джорджа. Выставка «Дрейфующие острова».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Алисия Кваде. «Гипотетическая фигура». Выставка «Дрейфующие острова».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Объект «Без названия» Ли Бул. Выставка «Дрейфующие острова».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Турецкая часть выставки «Дрейфующие острова» начинается с конца 1940-х годов.
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
«Арена солнца» легендарной турецкой художницы принцессы Фахрельниссы Зейд. Выставка «Дрейфующие острова».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia

В основной экспозиции также присутствует множество работ женщин. Одна из них — абстрактная композиция «Арена солнца» 1954 года легендарной турецкой художницы принцессы Фахрельниссы Зейд (1901–1991) — помещена на большой рекламный постер на фасаде музея, сообщающий о том, что он открылся. И этот выбор самого знакового произведения также многое говорит о новом музее.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+