Все неудачливые коллекционеры похожи друг на друга, каждый удачливый коллекционер уникален по-своему. О любом из подобных везунчиков можно было бы написать увлекательный роман: о ком-то — диккенсовскую драму или гоголевскую сатиру, о ком-то — приключенческую книгу в стиле Брета Гарта или Юлиана Семенова, а может, советский детектив а-ля братья Вайнеры. Увы, эти романы остаются ненаписанными, и ошеломительные биографии страстных коллекционеров (а также их харизматичные образы) запечатлены для нас обычно только на страницах каталогов. Впрочем, при должной эрудиции и воображении и они могут читаться как увлекательные одиссеи.
Одна из подобных книг недавно вышла из печати в Москве. Это крупноформатный каталог собрания иконописи американского галериста, основателя арт-логистической компании Fine Art Shippers Олега Кушнирского (р. 1960) «Русская икона середины XVII — начала XX века». Помимо непосредственного описания коллекции, издание включает несколько любопытных статей, рассказывающих о том, как после Октябрьской революции складывался рынок русской иконописи в США, какой категории предметы туда в основном попадали и какой характер имели раньше и имеют сейчас американские коллекции икон. В числе авторов статей — калифорнийский искусствовед Венди Салмонд, главный редактор Journal of Icon Studies.
Впечатляет биография самого Олега Семеновича, которую как занимательную историю излагает в отдельной статье израильский исследователь Алек Д. Эпштейн. Сначала мы видим нашего героя на фоне позднесоветского антикварного рынка, среди тех, кто сохранял искусство, неинтересное государственным музеям, — а согласно официальным формулировкам, «скупщиков и спекулянтов».
Собирание русских икон, без преувеличения, стало для меня делом жизни. Интерес к этому древнему искусству, который возник у меня в молодости в силу разных обстоятельств (знакомства в коллекционерами, работы фотографом, путешествий по далеким уголкам тогда еще Советского Союза), всегда оставался со мной и продолжал формировать меня на протяжении последующих лет.
Коллекция — живой организм. Подобно тому, как писатель или художник нередко ведом своим произведением, коллекционер в определенный момент также становится проводником смыслов, которыми сначала по его воле, а потом уже как будто независимо от него наполняется собрание.
И конечно, коллекция живет в диалоге с ее зрителями и исследователями, открываясь каждому по-разному. Для меня это большое счастье — слышать отзывы друзей и людей, с которыми я не знаком, которые находят в моих иконах собственные смыслы — религиозные, художественные, исторические… Я счастлив, что с выходом каталога у меня появилась возможность разделить радость причастности к этим произведениям с широкой аудиторией. Теплый прием, который она получила среди авторитетных специалистов, меня очень вдохновил и открыл для меня новую грань коллекционирования.
Благодаря книге Владимира Солоухина «Черные доски» (1968), мы примерно представляем себе, что творилось с рынком иконописи к 1960-м годам (он почти отсутствовал), — теперь же мы можем прочесть, что происходило с ним после окончания периода «романтических поисков», с 1970-х по 1990-е и далее, когда иконы стали отгружать за границу «вагонами и фурами».
Переехав с Украины в Ленинград в 1975 году, Кушнирский становится фотографом-профессионалом, много путешествует по регионам, собирает свою первую коллекцию икон. Постепенно съемка произведений искусства становится его специализацией. Он востребован в полуподпольном круге ленинградских коллекционеров. Ведь потенциальным покупателям из осторожности сначала показывали не сами предметы, а фотографии, поэтому проверенный неболтливый фотограф был важной частью процесса «спекуляции произведениями искусства».
В 1992 году Кушнирский вместе с семьей иммигрирует в США, оставив свою первую коллекцию на родине. В Нью-Йорке он продолжает работать как профессиональный фотограф предметов искусства, начинает торговать на знаменитой барахолке в Челси, затем открывает в Chelsea Antique Center магазин Russian Heritage Store. Этот бутик существовал с 1994 по 2004 год, позволив Олегу Кушнирскому создать успешный бизнес и собрать вторую коллекцию икон. Перед нами мелькают картины из американской антикварной жизни рубежа XX–XXI веков: Miami Antique Show, старые русские эмигранты со своими памятными вещами, американские коллекционеры иконописи, чьи собрания оказываются полностью состоящими из фальшивок…
Но вернемся к изданию. Каталожные описания составлены Анной Иванниковой, хранителем коллекции поздней иконописи в Государственном Эрмитаже, и подробно описывают около 50 предметов. Приятно, что иконы, имеющие оклад, отсняты как в ризе, так и без и вдобавок дополнены ракурсом, редко встречающимся в подобной литературе, — съемкой сбоку, показывающей толщину и сохранность доски.
Разглядывать иконы из собрания Кушнирского любопытно. Оно невелико, но показательно. Коллекционер любит небольшие житийные иконы «мелочного письма» с обилием клейм, а особенно иконы на тему жития и страстей Христа. Благодаря этому в его собрании мы видим большое количество работ одинаковой иконографии, но совершенно разнообразных по стилю — от игривого провинциального барокко до строгих образцов историзма рубежа XIX–XX веков. Происхождение по большей части из иконописных сел Владимирской губернии (Мстера, Палех, Холуй), из старообрядческих Гуслиц и Ветки, мастерских Центральной России.
Характерно, что коллекция Кушнирского, как и многие другие частные собрания, опубликованные в последние годы, сосредоточена на послепетровской иконописи, той самой, которая надменно отвергалась государственными музеями в советское время, но теперь очень популярна у современных коллекционеров благодаря относительной доступности на рынке и своей узорчатой красоте. При этом научной литературы об этом срезе жанра не очень много. Сегодня изучение иконописных школ XVIII — начала ХХ века становится все более востребованным, и каталог, созданный при поддержке Музея русской иконы им. М.Абрамова, — одна из тех книг, которые помогут заполнять лакуны.
Именно в этом музее в Москве прошла презентация каталога 26 апреля нынешнего года. Однако сама коллекция непосредственно хранится в Нью-Йорке и пока что не выставлялась в России, хотя такие планы есть.
У этой публикации и коллекции в целом очень много друзей, что неизменно нас вдохновляет и убеждает в необходимости ее показа и дальнейшего изучения. Любое искусство живет только в диалоге со зрителем, и мы хотим, чтобы этот разговор продолжался и обретал новые смыслы.
Экспертное заключение на коллекцию сделано Ириной Шалиной (Государственный Русский музей), также ее отрецензировала Наталия Комашко (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева). Параллельно с созданием каталога собрание Олега Кушнирского функционирует как культурный проект, названный Russian Icon Collection. На его сайте russianicon.com все иконы выложены в высоком разрешении и в сопровождении аннотаций. Проект занимается просветительской деятельностью: продвижением русской иконописи на Западе, сотрудничеством с культурными и образовательными институциями, в том числе российскими.
Партнерский материал